Размер шрифта:
Цвет сайта:

муниципальное общеобразовательное учреждение Бурмакинская средняя общеобразовательная школа №2

Паспорт программы

Наименование Программы

Программа по профориентации школьников

«Школа личного самоопределения»

Разработчики Программы

Блинова Татьяна Федоровна – заместитель директора по воспитательной работе

Исполнители Программы

- администрация школы;

- педагоги дополнительного образования;

- классные руководители;

-- библиотекарь;

- учителя-предметники;

- учащиеся 1-11 классов и их родители;

Основание для разработки Программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Концепцией  Модернизации российского образования;

-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)                                                                                         -Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжение Правительства РФ  от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 г. №729-р)                                                                                               - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства от 17ноября 2008 г. №1662-р)                                                                                      – Закон РФ «Об образования» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ                                                                                                 - Конституция РФ                                                                      – Всеобщая Декларация прав человека                                      -Декларация прав ребенка                                                             -Конвенция о правах ребенка                                                -Трудовой кодекс                                                                           – Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22.08.2004 №124-ФЗ                                                                   

Основные направления системы программных мероприятий

  1. Профессиональное просвещение
  2. Диагностика и консультирование
  3. Взаимодействие с предприятиями 
  4. Профессиональная адаптация

 

Цель реализации Программы

создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе

Задачи Программы

  1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
  3. Сформировать  у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях,  их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  4. Разработать формы и методы  социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
  5. Разработать  механизм содействия трудоустройства выпускников ОУ.
  6. Сформировать единое  информационное  пространство  по профориентации.

Назначение Программы

Проведение  комплекса мероприятий, творческих конкурсов, объединенных единым замыслом и целью, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся

Сроки реализации

2016 -2020 г.г.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных   условиях.

 

 

  1. Обоснование необходимости создания Программы

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. В условиях изменяющейся экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся.

Говоря о традициях и преимуществах отечественного образования, В. В. Путин заявил о необходимости сохранения всего лучшего, чем всегда гордилось отечественное образование, в том числе и несомненные достоинства советской школы, естественно, при этом совершенствуя школьное образование. Система просвещения должна отвечать вызовам времени, впитывать инновации, новые идеи, которые рождаются в мире. Президент РФ обратил внимание на то, что школа должна готовить способного к постоянному развитию, овладению новой квалификацией человека. Это возможно сделать только при наличии фундаментального базового образования.

Необходимость профориентации определяется федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.

Проведенные социологические исследования  выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и среднеспециального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.

Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полнаяневилировка значимости рабочих специальностей.

 Состояние проблем и перспектив занятости молодежи  на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.

  В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

   В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.

  Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.

Исходя из выявленных проблем, основной задачей профориентационной работы в современной школе является создание социально-педагогического и психологического сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования необходимы условия для  создания социальных ситуаций развития обучающихся, обеспечивающих их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. В основе Стандарта лежит системнодеятельностный подход, который обеспечивает:

• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

• проектирование и конструирование социальной среды развития    

учащихся в системе образования;

• активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

• построение образовательного процесса с учётом индивидуальных

возрастных, психологических и физиологических особенностей 

учащихся.

Согласно п.6 ФГОС портрет выпускника основной школы ориентирован на становление личности, осознающей ценность труда, науки и творчества, важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способной применять полученные знания на практике,  ориентирующейся в мире профессий, понимающей значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

  Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.

Профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Профессиональная ориентация – организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе и перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда.

Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

  Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения (условно выделяют следующие этапы):

- начальная школа (пропедевтический период) – через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям;

- основная школа: 5-7 классы – в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии; 8-9 классы – начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем — профессии;

- средняя школа – профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных предметов, особое внимание формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в самореализации и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.

  Необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.

         Этим задачам отвечает предлагаемая Программа по профориентации школьников «Школа личного самоопределения».

 

  1. Приоритеты, цель, задачи, ожидаемые результаты Программы.

 

Приоритеты Программы:

-обеспечение условий, необходимых для осознанного выбора выпускниками ВУЗов, ССУЗов с целью дальнейшего трудоустройства по полученной специальности.

Цель Программы: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации.

Задачи Программы:

  1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
  3. Сформировать  у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях,  их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  4. Разработать формы и методы  социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
  5. Разработать  механизм содействия трудоустройства выпускников ОУ.
  6. Сформировать единое  информационное  пространство  по профориентации.

Срок реализациивсех мероприятий Программы: 2016 – 2020 г.г.

Этапы реализации программы:

I этап: проектный – 2016 -2017 учебный год.

       Цель: подготовка условий профориентационной работы      

Задачи:

1.     Изучить нормативную базу.

2.     Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.

3.     Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации   программы.

4.     Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2017-2018, 2018-2019, 2019-2020 учебные годы.

       Цель: реализация программы по профориентации.

       Задачи:

1.     Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы  воспитательного воздействия.

2.     Совершенствовать содержание профпросвещения.

3.     Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение.

4.     Разработать методические рекомендации по профориентации.

5.     Расширять и укреплять социальное партнерство школы с организациями, предприятиями, учреждениями  города.
6.     Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов    образовательной деятельности.                                                                                     7.    Проводить мониторинг реализации программы.
 8.   Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.                                                                      9.    Провести коррекцию затруднений в реализации программы

III этап: аналитический –2020 год.

       Цель: анализ итогов реализации программы.

       Задачи:

1.     Обобщить результаты работы школы по реализации Программы.

2.     Спланировать работу на следующий период.

Ожидаемые результаты Реализации Программы:

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных   условиях.

 

II. Основные направления системы программных мероприятий

1.      Профессиональное просвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

2.      Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.

3.      Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.

4.      Профессиональная адаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

Профессиональное просвещение включает в себя работу по пропаганде сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии с учетом  потребностей рынка труда.

Частью профессионального просвещения является профессиональное воспитание, которое включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, экскурсии,  создание информационной базы по профессиональному самоопределению (информационные справочники о предприятиях, профессиях, оформление уголков и стендов). В условиях современного общества, рыночных отношений необходимо подойти к осознанному профессиональному выбору. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональная диагностика и консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная

профдиагностика), составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья через анкетирование, тестирование, социальные и производственные пробы.

Ценностные ориентации можно определить как направленность личности в соответствии с конкретными потребностями рынка труда на формирование общественных ценностей: трудолюбия, уважение к труду, ответственности. 

Удовлетворение  в потребности  профессионального самоопределения или самоутверждения происходит в процессе практической деятельности человека. Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности.

Профессиональная адаптация.

Данное направление программы осуществляется через предпрофильное и профильное обучение, которое дает возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности школьника на определенном возрастном этапе через социальные и производственные практики, профессиональные пробы в рамках предметов, на базе НПО, СПО, производственной базе предприятий, включение обучающихся в курсы по выбору профессиональной направленности.

 

 

 

III. Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации

№ п/п

Должность

Направление профориентационной деятельности

1.

Классный руководитель

- составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

- оказывает помощь в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

- организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами ВУЗов, ССУЗов.

2.

Учителя-предметники

- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

-проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

- адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

3.

Библиотекарь

- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

- изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

7

 

 

 

 

Заместитель директора по ВР

 

 

 

 

- планирует работу педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

- осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика);

- проводит педагогические советы, производственные совещания по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

- создаёт временные рабочие места;

- организует участие одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

- организует систему повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников по проблеме самоопределения учащихся;

- осуществляет контролирующие функции работы классных руководителей, учителей-предметников по проблеме профессионального самоопределения учащихся;

- организует занятия учащихся в сети предпрофилъной подготовки и профильного обучения.

- организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

 

 

 

 

 

IV. Механизм реализации Программы

Главным исполнителем Программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, педагоги-предметники, библиотекарь, заместитель директора по воспитательной работе,  родители и обучающиеся.

 Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

  На начальном этапе разрабатывается и утверждается нормативно-правовая база по реализации Программы. Проводится анализ материально-технических, педагогических условий реализации Программы с подбором диагностических методик по направлениям Программы.

Практический этап реализации Программы предусматривает совершенствование содержания профпросвещения, развитие ученического самоуправления и волонтерского движения, расширение и укрепление социального партнерства школы с организациями, предприятиями, учреждениями района, города с привлечением в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.

Аналитический этап предусматривает обобщение результатов работы школы по реализации Программы, планирование дальнейшей профориентационной работы.

Программа реализуется через: 

1.      организационно-методическую работу (деятельность координаторов по профориентационной работе с учащимися; методическая  помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт);

2.      работу с обучающимися:

•        комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по профессиональному самоопределению;

•        консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые), анкетирование;

•        организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия, виртуальные экскурсии);

•        встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования.

3.      взаимодействие с родителями:

•        проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

•        лектории;

•        индивидуальные беседы;

•        анкетирование;

•        организация деятельности кружков, спортивных секций, художественных, театральных студий;

•        помощь в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

•        помощь в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время;

•        участие в работе родительских комитетов, Совета школы и других общественных формирований школы.

4.      работу с социальными партнерами:

•        организация профессиональных проб старшеклассников на предприятиях

•        заключение договоров о совместной деятельности

•        организация временного трудоустройства учащихся в каникулярное время

V. Оценка эффективности реализации Программы

Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных  условиях.

VI. Система программных мероприятий

1.Содержание программы

Организационная работа в школе

1

Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9, 11 классов

2

Проведение социологического опроса выпускников ОУ с целью выявления профессиональных намерений и их реализации

3

Выявление учащихся, неопределившихся с выбором профессии

4

Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями

5

Создание профориентационного уголка, выпуск газет профориентационной направленности

6

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и  поступления в профессиональные учебные  заведения  выпускников 9, 11 классов)

Работа с педагогическими кадрами

1

Подготовка планов работы по профориентации на учебный год

2

Обзор новинок методической литературы по профориентации, выставка книг «Человек и профессия»

3

Подготовка планов совместной работы ОУ с заинтересованными организациями

4

Подготовка методических материалов по профориентации (памяток, бюллетеней, сценариев воспитательных мероприятий). Создание методической копилки.

5

Проведение заседаний  классных руководителей «Компетентность классного руководителя по вопросам профессионального самоопределения обучающихся»

6

Организация работы предметных факультативов, кружков

7

Проведение малых педсоветов «Состояние профориентационной работы в ОУ»

8

Круглые столы по обмену опытом профориентационной работы

Взаимодействие с родителями учащихся

1

Проведение родительских собраний, лекториев профориентационной тематики

2

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации

3

Организация тематических групповых бесед с родителями учащихся по основным вопросам подготовки детей к осознанному выбору профиля обучения и профессии

4

Анкетирование родителей

5

Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися

6

Привлечение родителей учащихся к организации работы кружков, секций, студий, общественных ученических организаций и др.

Работа с учащимися

1

Проведение групповых информационно-справочных консультаций профориентационной тематики

2

Проведение индивидуальных профконсультаций  с неопределившимися учащимися, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

3

Организация посещения учащимися учебных заведений, учреждений и предприятий, отдела информации о профессиях

4

Участие школьников в внутришкольных, районных профориентационных мероприятиях

5

Профориентационные встречи с представителями различных ведомств, учебных заведений, предприятий и организаций

6

Проведение экскурсий на предприятия, учебные заведения

7

Классные часы профориентационной направленности

8

Организация пятой трудовой четверти, организация временных рабочих мест

9

Организация социальных проб и социальных практик

Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.

Этап

Возрастные особенности

Формы профориентационной работы

Пропедевтический

1-4 классы

Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.

Ведущая деятельность – учебная.

В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Недостаточно развита волевая сфера,

мышление носит наглядно-действенный характер

Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.

Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

  1. Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.
  2. Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.
  3. Методика «Кем быть»

Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

Профпросвещение

- встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки)

- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок

- костюмированные карнавалы профессий

- сочинения на тему «Пусть меня научат»

- игра «Чей это инструмент?»

- трудовые поручения

- какие профессии живут в нашем доме (экскурсии)

Темы классных часов

- кто работает в нашей школе?(экскурсия)

- как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)

- беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома

- экскурсия в школьные мастерские

- беседа: мое любимое занятие в свободное время

Поисково-зондирующий

5-7 классы

Формируется чувство взрослости.

Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН

  1. Встречи с интересными людьми (профессионалами)
  2. Экскурсии
  3. Ролевые игры
  4. Конкурсы
  5. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа

 

Темы классных часов

  1. Предприятия нашего района, города, региона (походы, экскурсии)
  2. Всякий труд надо уважать

Период развития профессионального самоопределения

8-9 классы

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка

- элективные курсы, уроки технологии

- информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства

- знакомство с правилами выбора профессии

- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией

Учащиеся

10-11 классов

Период уточнения социально-профессионального статуса.

Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах

Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения

Для юношей актуальна служба в армии

Дискуссии

«День допризывника», «Мой выбор»и.т.д.

Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях)

 

В данной программе используются различные формы: игра, конкурс, деловая игра, кроссворд, викторина, дискуссия,  ролевые игры, лекция. Методы проведения занятий: анкетирование, беседа, информационный практикум, презентация, просмотр видеофильмов, экскурсии,  разыгрывание ситуаций, самостоятельная работа, коллективная работа, повторение опорных знаний.

Основные мероприятия, направленные на реализацию Программы

№п/п

Содержание

Сроки проведения

Ответственные

Создание нормативно – правовой базы

1.

Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся.

 

Сентябрь-ноябрь 2016г.

Заместитель директора по ВР

2.

Создание  банка  данных об учебных заведениях города.        

 

январь-март 2017г.

Социальный педагог

3.

Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями  по определению их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.     

ноябрь  2016г.

Заместитель директора по ВР

4.

Разработки классных часов, игр, рекомендаций  классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся.

В течение года

Заместитель директора по ВР,
классные руководители

5.

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов»  

ноябрь

 2016

 

6.

Организация тематических выставок по профориентации учащихся в  школьной библиотеке

 «В мире профессий»,

«Все работы хороши»,

«Профессии наших мам», «Профессии наших пап»,

«Профессии героев России»

2016 – 2020г.г.

Библиотекарь

Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы

  1. Профпросвещение

1.

Экскурсии на  предприятия города

Ежегодно

Классные руководители

2.

Экскурсии в учебные заведения

Ежегодно по плану

Классные руководители 9-11 классов

3.

Всероссийское профессиональная диагностика.

 

 

4

Ярмарка учебных мест (районное мероприятие)

Апрель

Классные руководители 10-11 классов

5

Дни профориентации (региональное мероприятие)

Сентябрь

Классный руководитель 9 класса

6

Дни профориентации (войсковая часть)

Ноябрь

Классные руководители 10-11 классов

 

Реализация школьной программы:

1.

Профориентация учащихся на уроках.

В течение всего периода

Учителя предметники

2.

Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии», «Трудовые династии», «Профессии наших родителей», «Профессии героев России»    

В течение всего периода

 

Заместитель директора по ВР, классные руководители

4.

Конкурс творческих и социальных проектов

В течение 2016 – 2020г.г.

 Заместитель директора по ВР, классные руководители

5

Конкурс семейных сочинений «Профессия моей семьи»

2016г.

Учителя русского языка и литературы

6.

Проведение тематических классных часов:

  • Мастерим мы – мастерят родители (1 классы).
  • Профессии моего села(2 классы).
  • Трудовая родословная моей семьи (3 классы).
  • Известные люди нашего села(4 классы).

Мир профессий (5 классы).

Как изучить свои способности (6 класс).                                                       Я и моя будущая профессия (7 классы)

Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 классы).

Формула успеха – труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 классы).

Как вести себя в конфликтных ситуациях, Моя стратегия жизни (10 классы).

Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 классы).

 

В течение всего периода

 

 

Классные руководители

 

8.

Родительские собрания

  • Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.
  • Изучение склонностей и способностей ребенка.
  • Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся.
  • О стрессоустойчивости. Шпаргалка для родителей.  Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов.
  • Собеседование для будущих 10- классников.
  • Родительское собрание для будущих 10-классников.

В течение всего периода

 

Классные руководители, заместитель директора по ВР

 

 

 

 

администрация

 

 

9.

Профессиональная адаптация учащихся.

Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах):

  • Коллективные творческие дела
  • Субботники по уборке школьного двора

 

В течение всего периода

 

 

 

 

 

Классные руководители

10.

Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов.   Индивидуальные консультации для родителей выпускников 9-х, 11-х классов.

В течение всего периода

 

Заместитель директора по ВР, классные руководители

 

2.Диагностика и консультирование.

1.

Консультирование и тестирование учащихся 8-9 классов:

  • « Карта интересов».
  • «Склонности и профессиональная направленность».

     ● Профессиональные склонности

      ● Профессиональный тип личности

      ● Мотивы выбора

      ● Анкета «Профессиональный интерес»

В течение всего периода

 

 

2.

Консультирование родителей:

по вопросам профориентации и профессионального самоопределения

В течение всего периода

Классные руководители 9-11 классов

3.

Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов

В течение всего периода

Заместитель директора по ВР

4.

Индивидуальные консультации для родителей

В течение всего периода

Заместитель директора по ВР,

3.Профадаптация

1.

Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников.

Ежегодно в

августе

Классные руководители, заместитель директора  по ВР

2.

Оказание помощи в трудоустройстве опекаемым и детям «группы риска»

Ежегодно в мае, июне

 

3.

Организация социально-значимой деятельности, в т.ч. временные рабочие места

Май, июнь

Классные руководители,

4.

Вечер встречи выпускников

Ежегодно в феврале

Классные руководители

5.

Подготовка и сдача отчетов по самоопределению выпускников 9, 11 классов

Ежегодно в сентябре

 

Заместитель директора по ВР

Мониторинг качества профориентационной работы

1.

Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся, по реализации социальных проектов

2016 –   2020 г. г.

Заместитель директора по ВР

2.

Разработка  методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей:

- психология выбора профессии

- использование игровых упражнений в  профориентационной работе

- трудовое воспитание как условие  эффективности профориентации   старшеклассников

- конфликты профессионального самоопределения

2016