Меню сайта

Аннотации к рабочим программам биологии в 6 классе

Программа составлена на основе Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с   Федеральным государственным образовательным стандартом  общего образования,  требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, от 8 апреля 2015г  фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программой по биологии на основе авторской программы Сухоруковой Л.Н. линии УМК «Биология-Сферы»

 Структура документа.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование.

В результате обучения биологии  реализуются следующие учебные цели:

Вклад биологии в достижение целей основного общего образования. Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов  учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.

Учитывая положение ФГОС, что предметом оценки итоговой аттестации выпускников основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, в тематическом планировании результаты обучения  конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают  обучающиеся в процессе освоения предметного содержания.

Глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых – вхождение  в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как к системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом к сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе;  познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно – смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся  познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и  эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам живой природы.

Уровень рабочей программы – базовый.

Рабочая программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования.

Цели образования для учащихся 6 классов:

  • Cформировать у учащихся знания   основных понятий и закономерностей науки биологии;
  • Выработать умение систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно – научных знаний в начальной школе и в 5 классе;
  • Продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • Развить у учащихся устойчивый интерес к естественно – научным знаниям;
  • Продолжить формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

 Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества.

 Общая характеристика  курса биологии в 6 классе:

Содержание раздела «Живой организм. 6 класс» опирается на сведения раздела «Живой организм. 5 класс» и служит основой для изучения учебного материала раздела «Разнообразие живых организмов» в 7 классе. В основе преемственности разделов биологии 5-6 классов и биологии 7 класса положены экологические идеи о растениях, животных, бактериях и грибах как производителях, потребителях и разрушителях органического вещества, средообразующей роли живых организмов.

Учебное содержание строится с учётом системного подхода. Организм рассматривается как целостная живая система, состоящая из взаимосвязанных элементов – клеток, тканей, органов и систем органов. Строение организма – основа понимания присущих ему процессов жизнедеятельности. Сущность процессов жизнедеятельности (дыхания, поступления веществ в клетки, выделения, размножения, развития) едина для всего живого. Поэтому важно  с самого начала раскрыть значение этих процессов, а затем переходить к их конкретизации применительно к представителям разных царств живой природы. Этому способствует пропедевтическая информация о систематических группах и средах жизни. Например, сначала раскрывается сущность дыхания как процесса, обеспечивающего организм энергией. Затем говорится об органах дыхания (лёгкие, жабры, трахеи), которые могут быть у животных разных систематических групп, обитающих  в водной, наземно-воздушной и почвенной средах.

Особенность данного курса биологии состоит в том, что историческое воззрение на природу проводится с самого начала изучения предмета. В программе 6-го классов показана историческая связь планов строения и жизненных циклов важнейших групп живых организмов.

Для придания биологическому содержанию ценностного смысла уже в начале раздела «Живой организм» вводятся такие экологические понятия, как среда обитания, экологические факторы, среды жизни, природное сообщество.

Содержание учебника и дополняющих его компонентов направлено на приобретение опыта в разных видах деятельности, включая проектную и исследовательскую, на повышение личностной значимости учебной информации, её жизнепригодности, применения в ситуациях повседневной жизни.

Раздел «Живой организм. 6 класс» представлен двумя темами: «Органы и системы органов живых организмов» и «Строение и жизнедеятельность организмов».

Строение организмов изучается с точки зрения их приспособления к выполнению жизненно важных функций. Этот метод позволяет ученикам не только узнать, но и понять принципы устройства и жизнедеятельности биосистем разного уровня.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане:

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается в 6-ом классе – 1 час в неделю (всего: 34 часа).

 

Данную рабочую программу реализует УМК Сухоруковой Л.Н.:

  • Биология. Живой организм. 5—6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я.Колесникова; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 143с., ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы).
  • Тетрадь-тренажер.  Биология. Живой организм. 5-6 классы,  Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы» , 2012.     
  • Тетрадь-практикум. Биология. Живой организм. 5-6 классы,  Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы», 2012.      
  • Тетрадь-экзаменатор. Биология. Живой организм. 5-6 классы,  Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы», 2012.
  • Сухорукова Л.Н. Биология. Живой организм. Поурочные методические рекомендации. 5-6 классы: пособие  для учителей общеобразоват. учреждений /  Л.Н Сухорукова, В.С. Кучменко, – М.: Просвещение, 2012.