ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
« Конкурс грамотеев»
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ИВОНТЬЕВА Т. Л.
Конкурс грамотеев.
Цели:
1.расширить кругозор учащихся;
2.развивать интеллектуальные умения, память, логическое и творческое мышление;
3.развивать навыки коллективной работы и культуры общения.
Оборудование:
презентация , карточки с заданиями, рисунки с изображением корзинок с грибами, шляпы, дудки, пилюли, иголки, очков, ключа.
Ход конкурса.
Дети делятся на 2 команды.
Выбирается жюри.
За правильные ответы команды получают баллы.
1 задание –«Однокоренные слова»
-Какое слово «лишнее»? ( слайды№ 3, 4, 5, 6)
1.жаркий, тепло, теплица, тёплый
2.лес, лесенка, лесной, лесник
3.гора, горный, взгорье, гореть
4.каменистый, камень. Затвердел, окаменел
-Подбери однокоренное слово к слову ( слайды№ 7, 8):
1.час
Часовщик,минута,время,частица
2.белка
Побелка, у белки, бельчонок, белила
2 задание –«Слова из словарика»
-Вставьте пропущенные буквы (слова на слайдах №10, 11)
-Напиши название цветка , изображённого на картинке (слайды № 12, 13, 14, 15, 16 ).
Проверка: ромашка,колокольчик, василёк, одуванчик.
3 задание «Угадай букву»
Ведущий читает стихотворение, игроки должны на слух определить, какая буква (звук) встречается в стихотворении чаще других.
Дятел дерево долбил, Деда стуком разбудил. Дятел, дятел Дуб долбит,
В щепки дерево дробит. – Дятел, в дереве – дыра, Перестать давно пора! (Буква Д.)
Кра! – кричит ворона. Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа! Вор пробрался утром рано!
Брошь украл он из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
Стой, ворона, не кричи! Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана! У тебя ведь нет кармана!
-Как! – Подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно. Что ж вы раньше не сказали?
Кар-раул! Кар-рман укр-рали. В. Орлов
(Буква А. Обычно дети попадаются в «ловушку», слыша: «Кар-раул, кар-рман украли!» и называют Р.)
4 задание –«Безударные гласные» (слайды № 20, 21, 22)
-Подбери проверочное слово:
Вода, водичка, водный в_дяной
Зимушка, зимний, зима з_мовье
Светлячок, светлый, свет св_тить
Горный, гористый, горка г_ра
5 задание -«Волшебная буква»
Каждая команда получает по карточке с одинаковым текстом:
«Возьмите букву и прибавьте к ней часть лица, чтобы получилось животное.
Прибавьте к той же букве травянистое растение, и перед вами окажется дерево.
Если прибавите к той же букве морское животное – оно тут же превратится в насекомое.
С помощью этой буквы можно кожаный пояс сделать камнем, а рыб – кузнечным или столярным инструментом. Догадались, какая это буква?» (Буква К. К-рот, к- лен, к-омар, к-ремень, к-лещи.)
Выигрывает команда, первой справившаяся с заданием.
6 задание -«Грибной кузовок»
Каждая команда получает корзиночку для «сбора грибов», в которой находится 1 карточка со слогами: «Ка-ро-мас-ле…» (см. в конце стихотворения) и 8 чистых листочков.
Ведущий.
По тропинке во весь дух
Мчится по лесу петух.
Он кричит: Ку-ка-ре-ку!
Честь и слава грибнику!
Я наполнил кузов мой
И бегу скорей домой.
Из-под елки фыркнул еж:
- Все грибы ты растрясешь!
Ежик прав: у петуха
В кузовке одна труха:
Ка-ро-мас-ле-сы-еж-вик,
Нок-под-оси-вик-ры-ка-жик,
Ка-сич-ли-под-ре-бе-зо-но,
Нуш-ик-ка-ин-пе-мок-вол-ов-о.
-Соедините ножки и шляпки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдете их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху. Кто быстрее наполнит свой кузовок грибами? «Грибы» – карточки со словами. Каждая команда складывает грибы в свой кузовок в течение двух минут и вручает его жюри. (Масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.)
7 задание - «Сколько слов»
На доске чертится круг с шестью буквами. Сколько различных слов – имен существительных – вы здесь прочтете? Можно читать по ходу часовой стрелки и в обратном направлении, слова можно складывать из любого количества букв, только читайте их обязательно подряд.
Осадок: оса, док, коса, садок, сад, сок, ода, ад, око, код – 11 слов.
Когда время истечет (1 мин), та команда, у которой получилось больше слов, читает их.
8 задание – «Ключи к крылатым фразам»
На столик, стоящий в центре игровой комнаты, кладутся предметы, являющиеся «ключами» к крылатым фразам. Игрокам дается 3-4 минуты, чтобы назвать как можно больше фраз и объяснить их значение.
Шляпа – «Дело в шляпе». (Все в порядке. Об успешном завершении, исходе чего-либо.)
Дудка – «Плясать под чужую дудку». (Действовать не по собственной воле.)
Пилюля. – «Подсластить пилюлю». (Сдобрить дурную весть сладкими словами.)
«Проглотить пилюлю». (Испытать неприятность, услышать горькую истину.)
Удочка – «Попасться на удочку». (Дать себя обмануть.)
Иголка – «С иголочки». (Новая, только что и очень хорошо сшитая вещь. О безупречно одетом человеке.)
«Как иголка в стогу сена». (О том, что нельзя, невозможно разыскать, обнаружить.)
«Как на иголках». (В состоянии крайнего волнения, беспокойства.)
Ключ – «Бить ключом». (Бурно, с неистощимой силой проявляться.)
Очки – «Очки втирать» (Надувать, обманывать.)
9 задание - «Полиглот»
-Русский язык очень любит сравнивать человека с животными: силен, как бык; труслив, как заяц.
И в этом наш язык не исключение. Подобное происходит и в других языках, вот только животные порой упоминаются другие. Так, англичанин в сходном случае скажет: силен, как лошадь; труслив, как крыса.
-В этом конкурсе называется животное, а игроки должны восстановить русскую поговорку или сравнение.
-Там, где испанцы упоминают дрозда, мы вспоминаем ворону.
Белая ворона. У испанцев – белый дрозд.
-Там, где у немцев фигурируют мухи, мы говорим про зайцев.
Убить двух зайцев. У немцев – убить двух мух одной хлопушкой.
-Когда англичанин помянет мокрую курицу, мы будем говорить про собаку.
Злой, как собака. У англичан – злой, как мокрая курица.
-Там, где француз будет говорить про карпа, англичанин – про устрицу, немец и русский вспомнят о рыбе.
Нем, как рыба. У англичан – нем, как устрица, у французов – нем, как карп.
-Там, где у испанца фигурирует бык, мы говорим про воробья.
Стреляный воробей. У испанцев – бык, который участвовал в корриде.
-То, что немец изготавливает из комара, русский сделает из мухи.
Делать из мухи слона. У немцев – делать из комара слона.
Там, где англичанам нужна утка, русские обходятся гусем.
Как с гуся вода. У англичан – как вода с утки.
-Там, где немец скажет про медведя, русский упомянет волка.
Голодный, как волк. У немцев – иметь медвежий голод.
10 задание - «Необычный диктант» ( слайды № 18, 19)
-Какие буквы пропущены?
Я очень люблю незабудку – маленький голубой цв_ток. Обычно он растёт на л_сных луговинах. В зарослях камыша тихо т_чёт живой л_сной руч_ёк. Над в_дой тихо колышутся з_лёные тр_винки. Приятно см_треть на чистый к_вёр незабудок. Л_тают над ним в_сёлые стрекозы, порхают пёстрые бабочки.
Проверка:
Я очень люблю незабудку – маленький голубой цветок. Обычно он растёт на лесных луговинах. В зарослях камыша тихо течёт живой лесной ручеёк. Над водой тихо колышутся зелёные травинки. Приятно смотреть на чистый ковёр незабудок. Летают над ним весёлые стрекозы, порхают пёстрые бабочки.
Подведение итогов конкурса.
Жюри объявляет командам их результаты. Выигравшую команду награждают грамотой.