МОУ Бурмакинская СОШ№2.
Общешкольное родительское собрание
«Детская агрессия.
Как общаться с агрессивными
и гиперактивными детьми?».
Учитель:
Садкова
Татьяна Владимировна
Бурмакино 2009
Цель: информировать родителей о причинах и последствиях агрессивного и гиперактивного поведения подростков, о приёмах помощи таким детям, самопомощь (способы выражения гнева).
Задачи:
- дать определения понятий «агрессия», «гиперактивность», « тревожность» и их виды;
- изучение «Лестницы гнева» Р.Кэмпбелла;
- предложение рекомендаций о способах общения с детьми, способах помощи детям, имеющим трудности.
Форма проведения собрания: информационно- диагностическая.
Ход собрания:
Иногда с людьми происходят странные вещи. То, что очень нравится, перестаёт нравиться, с кем дружил, с тем рассорился, кого очень любишь – обидел. Мы задаём себе вопрос «Почему я совершаю такие поступки и кто виноват в том, что я их совершаю?»
Сегодня мы поговорим о трудностях, которые часто встречаются у детей подросткового возраста, и мы не знаем, почему дети себя так ведут и что с этим делать, как правильно общаться. Попробуем разобраться в одной из таких трудностей. Агрессия , сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров. Дисплеев компьютеров.
Возраст проявления агрессии явно помолодел. Её проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют даже малыши. Как
Агрессия ( от латинского – нападение, приступ) – это разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.д). Учёные А. Басс и А. Дарки выделяют 5 типов агрессии, которые схематично могут выглядеть таким образом:
Агрессия |
Физическая агрессия (физические действия против кого –либо) |
Косвенная агрессия |
Раздражение (вспыльчивость, грубость) |
Негативизм (оппозиционная манера поведения) |
Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань) |
Направленная (сплетни, злобные шутки) |
Ненаправленная ( крики в толпе, топанье) |
Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с раннего детства.
· Он не может промолчать, когда чем-то недоволен
· Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же,
· Иногда ему без всякой причины хочется выругаться,
· Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки
· Иногда он не прочь подразнить животных,
· Очень сердиться, когда ему кажется, что кто-то подшучивает над ним,
· Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих,
· В ответ на обычные распоряжения старается сделать наоборот,
· Часто не по возрасту ворчлив,
· Любит быть первым, командовать, подчинять себе других,
· Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых,
· Легко ссорится, вступает в драку,
· Не считается со сверстниками, не уступает, не делится,
· Уверен, что любое задание выполнит лучше других.
На становление агрессивного поведения ребёнка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания головного мозга, а также различные факторы. В настоящее время появляется всё больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино и на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей. Существуют также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.
Так, психологи отмечают, что если ребёнка строго наказать за любое проявление агрессивности, то он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавлении агрессии в любой другой ситуации.
Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребёнка так же приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцируют ребёнка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего. Для того, чтобы устранить нежелательные проявления агрессии ребёнка в качестве профилактики психологи советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению тёплых отношений с ними, а на определённых этапах развития сына или дочери проявлять твёрдость и решительность. А работу с ними целесообразно проводить в четырёх направлениях:
1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме (прямо заявлять о своих чувствах в вежливой форме, выражать гнев с помощью игровых приёмов). В качестве обучения ребёнка выражению гнева в вежливой форме можно порекомендовать «Лестницу гнева» Р. Кэмпбелла.
А пассивно- агрессивное поведение |
В Эмоционально- разрушительное поведение; физические оскорбления, словесные оскорбления |
С Гнев выражается в громкой невежливой форме, гнев смещается с вызвавшего его объекта на другие объекты, выражаются жалобы, не имеющие отношения к делу. |
Д Эмоционально-разрушительное поведение; физические оскорбления, словесные оскорбления; гнев выражается в громкой невежливой форме, гнев смещается с вызвавшего его объекта на другие объекты; выражаются жалобы, не имеющие отношения к делу |
Е
Вежливость; стремление найти решение; выражается одна жалоба без уклонений в сторону |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
На самой нижней ступени (А) – самая незрелая форма агрессивного поведения – пассивная агрессия (ребёнок запоминает свои обиды, открыто их не выражает сразу же, но потом мстит исподтишка что- то ломает, манипулирует родителями, шокирует своей одеждой, поведением). Для того, чтобы помочь ребёнку избавиться от своих пороков, необходимо научить его выплёскивать свой гнев. Если ребёнок всё делал втихаря, а теперь открыто выражает своё недовольство, чувства – значит коррекция проведена успешно. Ребёнок, который пока ещё будет выражаться в грубой форме, используя ругательства, всё-таки уже шагнул вперёд по «лестнице гнева». В такие минуты следует установить с ребёнком зрительный контакт и выслушать. После этого рассказать ему, как можно выразить гнев по-другому – в позитивной форме.
В – негативные способы выражения гнева, но постепенно ослабевают.
С – сочетание негативных и позитивных образцов поведения.
Д и Е – идеал поведения.
Способы выражения (выплёскивания ) гнева:
1. Громко спеть любимую песню.
2. Пометать дротики в мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
5. Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячиком.
6. Пускать мыльные пузыри.
7. Устроить «бой» с боксёрской грушей.
8. Полить цветы.
9. Быстрыми движениями рук стереть с доски.
10. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
11. Передвинуть в квартире мебель. (например журнальный столик)
12. Поиграть в настольные игры (футбол, хоккей)
13. Постирать бельё.
14. отжаться от пола максимальное количество раз.
15. устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее прибежит».
16. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
17. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, и высказать ему всё.
2 Обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
4. Формирование таких качеств, как понимание, доверие к людям и т.д.
Родители должны показывать пример своим детям. Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.
Чтобы избавить ребёнка от гнева существуют рецепты.
«Шесть рецептов избавления от гнева».
№ пп |
Содержание |
Пути выполнения |
№1 |
Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. |
- Слушайте своего ребёнка; - проводите с ним как можно больше времени; - делитесь с ним своим опытом; - рассказывайте ему о своём детстве; детских поступках, победах и неудачах; - если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте своё безраздельное внимание каждому из них в отдельности.
|
№2 |
Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.
|
- Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребёнком (если это, конечно, возможно), - старайтесь не прикасаться к ребёнку во время раздражения. |
№3 |
Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии |
- говорите детям прямо о своих желаниях, чувствах и потребностях; «я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогайте меня» |
№4 |
В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить. |
- примите тёплую ванну, душ; - выпейте чаю, - позвоните друзьям, - сделайте успокаивающую маску для лица; - просто расслабьтесь, лёжа на диване; - послушайте любимую музыку |
№5 |
Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев |
- не давайте играть ребёнку теми вещами, которыми вы дорожите, - не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией |
№6 |
К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть все возможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям |
- изучайте силы и возможности вашего ребёнка; - – если вам предстоит сделать первый визит к врачу, отрепетируйте всё загодя, - если ребёнок капризничает в тот момент, когда он голоден, подумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д. |
Памятка для родителей
по предупреждению детской агрессивности.
1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
2. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний.
3. Не ставьте ребенку, каких бы то ни было условий.
4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.
5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
6. Не изменяйте своих требований по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.
Гиперактивность – В литературных источниках термин «гиперактивность» пока не имеет однозначного толкования. Однако многие специалисты к внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность. Среди причин проявления гиперактивности у ребёнка могут быть генетические факторы, родовые травмы (85%), перенесённые ребёнком инфекционные заболевания. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Оказать определённую помощь в определении импульсивности нам помогут следующие характеристики:
Признаки импульсивности.
1. Всегда ли ребёнок находит быстрый ответ, когда его о чём-то спрашивают (возможно, и неверный, но быстрый).
2. У ребёнка часто меняется настроение.
3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя
4. Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
5. Обидчив, но не злопамятен.
6. Очень чувствуется, что ему всё надоело.
7. Быстро, не колеблясь, принимает решение.
8. Может резко отказаться от еды.
9. Нередко отвлекается на занятиях.
10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
12. Может нагрубить родителям, педагогу.
13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
14. Это человек действия, рассуждать не любит и не умеет.
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16. В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18. Легко забывает поручения взрослых, увлекается игрой.
19. Любит организовывать и предводительствовать.
20. Похвала и порицание действует на него сильнее. Чем на других.
Выявив гиперактивность у своего ребёнка родителям целесообразно обратиться к невропатологу и провести соответствующее медицинское обследование.
Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Взрослому необходимо помнить, что инструкции гиперактивному ребёнку должны быть очень чёткими и краткими (не более 10 слов). Гиперактивного ребёнка необходимо часто поощрять ( для укрепления уверенности в себе нужны похвала и одобрение взрослых, только делать это нужно не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить ребёнка). С ребёнком необходимо общаться мягко и спокойно, ведь гиперактивные дети очень чувствительны к крикам, могут легко присоединиться к вашему настроению. Эти дети легко утомляются, поэтому родителям следует ограничить пребывание детей в местах большого скопления людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей. Соблюдение дома чёткого режима дня – тоже одно из важнейших условий успешных действий с гиперактивным ребёнком. По возможности надо оградить гиперактивного ребёнка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению. Полезны гиперактивному ребёнку спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребёнком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребёнку успокоиться.
Учёный Кэмпбелл считает, что родители гиперактивного ребёнка часто допускают три основные ошибки в воспитании. Вот сформулированные им ошибки – западни:
западня |
Содержание |
Пути преодоления |
№1 |
Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом |
Больше общаться с ребёнком, вникать в его проблемы играть вместе с ним в детские игры, беседовать «по душам». |
№2 |
Недостаток твёрдости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребёнка |
Составьте список запретов и чётко следуйте ему. Составить список: что должны контролировать родители (сегодня, завтра, через неделю). |
№3 |
Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом. |
Работу с гневом родители могут осуществлять, используя «Лестницу гнева». |
Лечение и воспитание гиперактивного ребёнка должны проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога. Но эта помощь будет неэффективной без участия родителей.
«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребёнком.
· отвлечь ребёнка от капризов.
· Предложить выбор (другую деятельность);
· Задать неожиданный вопрос;
· Отреагировать неожиданным действием (пошутить, повторить действие ребёнка);
· Не запрещать действие ребёнка в категорической форме;
· Не приказывать, а просить (но не заискивать);
· Выслушать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит вас);
· Автоматически, одними и теми же словами повторить многократно свою просьбу (нейтральным тоном);
· Сфотографировать и подвести ребёнка к зеркалу, когда он капризничает;
· Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
· Не настаивать на том, чтобы ребёнок во что бы то ни стало принёс извинения
· Не читать нотаций (ребёнок всё равно их не слышит).
Профилактическая работа с гиперактивным ребёнком:
1. Заранее договариваться с ребёнком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
2. Об истечении времени ребёнку сообщает не взрослый, а заведённый заранее будильник, таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребёнка.
3. Выработать совместно с ребёнком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
4. Выработать и расположить в удобном для ребёнка месте свод правил поведения в школе и дом.
5. Просить ребёнка вслух проговаривать эти правила.
6. Перед началом занятия ребёнок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении этого задания.
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают. Тревожность бывает ситуативная и общая.
Часто путают понятия «тревожность» и «тревога». Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Единичные, то есть часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». Тревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих которой является страх. Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи так называемые «возрастные страхи»,которые были изучены и подробно описаны многими специалистами. С 7 до 11 лет ребёнок больше всего боится быть не тем, сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам. Таким образом, наличие страхов у ребёнка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребёнка. Й. Раншбург и П.Поппер выявили интересную закономерность: чем выше интеллект ребёнка, тем больше он испытывает страхов. Одной из главных причин повышенного уровня тревожности младших школьников считается нарушение детско-родительских отношений (неудовлетворённость родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями оказывают существенное влияние на проявление тревожности у детей).
Критерии выявления тревожности.
Ребёнок:
1. Испытывает постоянное беспокойство.
2. Испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чём-либо.
3. Испытывает мускульное напряжение (например в области лица и шеи)
4. Раздражителен
5. Имеет нарушение сна.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребёнок находится в состоянии внутреннего конфликта. Он может быть вызван:
1) негативными требованиями, предъявляемыми к ребёнку, которые могут унизить, поставить его в зависимое положение;
2) неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
3) противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребёнку родители или школа.
Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в обвинении себя, болезненном восприятии критики в свой адрес. Такие дети, как правило, чаще подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Для того чтобы помочь детям повысить самооценку, психологи предлагают проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам. Прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребёнка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. Как показывают наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах лица и шеи. Использование элементов массажа и даже простое растирание тела способствуют снятию мышечного напряжения. Мама сама может применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребёнка. Можно так же устраивать импровизированные маскарады, шоу, раскрашивать лица. Старайтесь меньше кричать, одёргивать, делать замечания тревожным детям так как это формирует ощущение беззащитности ребёнка.
Способы выражения (выплёскивания ) гнева: |
1. Громко спеть любимую песню.
2. Пометать дротики в мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
5. Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячиком.
6. Пускать мыльные пузыри.
7. Устроить «бой» с боксёрской грушей.
8. Полить цветы.
9. Быстрыми движениями рук стереть с доски.
10. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
11. Передвинуть в квартире мебель. (например журнальный столик)
12. Поиграть в настольные игры (футбол, хоккей)
13. Постирать бельё.
14. Отжаться от пола максимальное количество раз.
15. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее прибежит».
16. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
17. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, и высказать ему всё.
Признаки агрессивности. |
* Он не может промолчать, когда чем-то недоволен
· Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же,
· Иногда ему без всякой причины хочется выругаться,
· Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки
· Иногда он не прочь подразнить животных,
· Очень сердиться, когда ему кажется, что кто-то подшучивает над ним,
· Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих,
· В ответ на обычные распоряжения старается сделать наоборот,
· Часто не по возрасту ворчлив,
· Любит быть первым, командовать, подчинять себе других,
· Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых,
· Легко ссорится, вступает в драку,
· Не считается со сверстниками, не уступает, не делится,
· Уверен, что любое задание выполнит лучше других.
|
Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности.
|
1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
2. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний.
3. Не ставьте ребенку, каких бы то ни было условий.
4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.
5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
6. Не изменяйте своих требований по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.
Профилактическая работа с гиперактивным ребёнком:
1. Заранее договариваться с ребёнком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
2. Об истечении времени ребёнку сообщает не взрослый, а заведённый заранее будильник, таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребёнка.
3. Выработать совместно с ребёнком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
4. Выработать и расположить в удобном для ребёнка месте свод правил поведения в школе и дом.
5. Просить ребёнка вслух проговаривать эти правила.
6. Перед началом занятия ребёнок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении этого задания.
Признаки импульсивности.
1. Всегда ли ребёнок находит быстрый ответ, когда его о чём-то спрашивают (возможно, и неверный, но быстрый).
2. У ребёнка часто меняется настроение.
3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя
4. Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
5.Обидчив, но не злопамятен.
6. Очень чувствуется, что ему всё надоело.
7. Быстро, не колеблясь, принимает решение.
8. Может резко отказаться от еды.
9. Нередко отвлекается на занятиях.
10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
12. Может нагрубить родителям, педагогу.
13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
14. Это человек действия, рассуждать не любит и не умеет.
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16. В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18. Легко забывает поручения взрослых, увлекается игрой.
19. Любит организовывать и предводительствовать.
20. Похвала и порицание действует на него сильнее. Чем на других.
«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребёнком.
· Отвлечь ребёнка от капризов.
· Предложить выбор (другую деятельность);
· Задать неожиданный вопрос;
· Отреагировать неожиданным действием (пошутить, повторить действие ребёнка);
· Не запрещать действие ребёнка в категорической форме;
· Не приказывать, а просить (но не заискивать);
· Выслушать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит вас);
· Автоматически, одними и теми же словами повторить многократно свою просьбу (нейтральным тоном);
· Сфотографировать и подвести ребёнка к зеркалу, когда он капризничает;
· Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
· Не настаивать на том, чтобы ребёнок во что бы то ни стало принёс извинения
· Не читать нотаций (ребёнок всё равно их не слышит).