×
Меню сайта

 

«Формирование

 

 грамотного чтения".

 

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. Настоящая литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладевает умением читать, т. к. чтение книг прямо пропорционально результатам читательской обученности, желанию и умению взять из книги все, что она умеет дать.

 

 

Система обучения школьников предусматривает три категории уроков: уроки обучения грамоте, уроки классного и внеклассного чтения. На каждом уроке чтения необходимо организовать учебную деятельность так, чтобы она была направлена на достижение цели:

 

 научить детей читать художественную литературу, подготовить к систематическому изучению ее в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

 

 

    Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

-формирование и совершенствование техники чтения и приемов понимания текста на базе интереса к чтению;

-приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов;

-развитие устной и письменной речи;

-развитие творческих способностей детей;

-введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

 

На начальном этапе обучения основное внимание уделяю формированию навыков чтения.

 

Сформированный навык чтения включает в себя два компонента:

- технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов);

- понимание текста (извлечение из него смысла, содержания).

 

В соответствии с компонентами навыка чтения выделяются следующие группы упражнений:

 

1) упражнения, направленные на формирование правильности чтения;

 

2) упражнения, развивающие скорость чтения;

 

3) упражнения, направленные на формирование умений понимать читаемый текст.

 

 

Первая группа упражнений направлена на совершенствование правильности чтения. Задания, включённые в эту группу, предназначены для тех учащихся, которые допускают большое количество ошибок в процессе чтения текста. Первоначально рекомендуется предлагать тексты, несложные по содержанию и структуре.

 

 

1) Чтение строчек наоборот по словам. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов.

 

Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.

 

Солнце и ветер.

 

Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся – припекло только. Человек разделся вовсе и – солнце припекло ещё.

 

Л.Н. Толстой

 

2) Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, а также создаёт предпосылки для устранения распространённых ошибок «зеркального» чтения.

 

Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот – справа налево. заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв анугудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос.

 

окшынлоС и тировог: «ыТависарк – отэ адварп, он ьдевзебянем и игудар ен теавыб». А агуда окьлот ястёемс ад ещупястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс азучут – и игудар как ин олавыб.

 

К.Д. Ушинский

 

 

 

 

3) «Заколдованное слово».

Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые – и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.

 

Задание: Прочитай текст вслух, читая подчёркнутые слова наоборот.

 

Ворон и лисица

 

Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед.

 

Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит:

 

- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы

 

тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был.

 

Ворон лунизар рот и лаороаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тирогов:

 

Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац.      

 

 Л.Н. Толстой

 

4) Чтение только второй половины слов. Данное упражнение ведёт к резкому уменьшению ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.

 

 Задание: Прочитай текст, произнося вслух только подчёркнутую часть слова.

 

Заботливый брат.

 

На бузине сидели бок о бок два молодых воробья. Совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-под перьев. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил и всё поглядывал на другого, перекликался с ним. Другой с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. Клюв был разинут от жары. Тот, первый, непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва. Я понял: он давно напился и просто ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного.

 

По В. В. Вересаеву.

 

 

Вторая группа упражнений развивает у учащихся скорость чтения.

 1.Динамическое чтение – это чтение глазами. Поэтому начинать работу нужно с развития зрительной памяти, внимания, поля зрения. Этому способствует упражнение "Фотоглаз". За короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение, "сфотографировать" столбик слов и ответить на вопрос. Можно предлагать задания: "Найди лишнее слово", "Раздели слова на две группы".

 

2.Задания на увеличение поля зрения.

1) Посмотри внимательно в центр первой строки. Не отводя взгляда от центра, назови, какие буквы ты видишь слева направо.

2). "Путешествие в слово".

Последняя буква одного слова является началом следующего.

3). Путаница "Найди начало и конец слова".

Найди линию, которая соединяет слоги и буквы в целые слово, прочитайте составленное слово.

4). "Собери слово".

5). Чтение по таблице.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги.

6). "Шифрограмма"

Какое слово спрятано?

АОРТМУБЛИСАМЕШУЛОВЦЮ

СВОСНЕГОРШМОИНЕЙЧУВЖС

 

3."Буксир"

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-нибудь слове.

 

4."Чтение-спринт"

Учащиеся на максимальной для них скорости, читают про себя текст, после прочтения отвечают на вопросы, сформированные перед чтением учителем. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Читают незнакомый текст.

 

5."Чтение "Кенгуру"

Под счет 1. 2. 3 фиксируем взгляд на начале, середине, конце строки. Читаем абзац. Что запомнили? Чтение вслух. Используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счет раз, два, три, фиксируя взгляд на начале и конце строки.

 

6."Чтение "Слалом"

В течение 20 с, перемещая взгляд вертикально-слаломно, пытаемся найти существенную информацию. Это упражнение является тренировкой в скорочтении.

 

7.Чтение "Разведка".

Дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Т.о. учащиеся учатся вертикальному чтению, умению ориентироваться в тексте, находить главное.

 

8."Молния"

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому ученику скорости чтения про себя, с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде "Молния!" и продолжается с 20 секунд до 2 минут.

 

9.Чтение со счетом слов.

Учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные вопросы к тексту.

 

 

10.Поиск в тексте заданных слов.

Перед чтением учитель даёт задание найти в тексте определённое слово и подчеркнуть его.

11.Чтение с полосками.

Полоска под строкой и полоска над строкой дают возможность ребёнку ускорить темп чтения.

 

12.Чтение строчек с прикрытой нижней (верхней) половинкой.

Чистый лист бумаги накладывается на строку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки. Аналогично проводится чтение строчек с прикрытой верхней половинкой. Данное упражнение формирует умение прочтения нескольких слов сразу. Рекомендуется проводить в парах: один ученик читает, другой проверяет.

13.Читайте текст как можно быстрее. Во время чтения старайтесь бросать взгляд на пробелы между словами. Упражнение направлено на расширение поля зрения.

 

В середине осени отыскать цветущие растения бывает нелегко. Но в особенно тёплую погоду всё же можно встретить некоторые. Среди них пастушья сумка, одуванчик, льнянка и другие. Обычно это одиночные, невысокие растения. Ярутка полевая порой даже уходит под снег с бутонами и цветками, а весной такой же и появляется из-под зимнего покрывала.

 

 

При проведении упражнений, развивающих скорость чтения, необходимо обращать внимание не только на темп чтения, но и на смысловую сторону предлагаемых текстов. Большое значение имеет стимуляция к быстрому чтению, а также показ образца чтения.

 

 

Задания на развитие мышления, внимания, восприятия.

 

1.Сколько спряталось слов?

Волчишкоткрытоященокночь

 

2.Поставь слоги на место.

РА     КО     БЛИК

 

    РЕ         МО

 

РО МАТ СЫ

3. Найди слова, в которых спрятался слог КРА:краска                 кран

искра                   крапива

красота               украл

красный              краб

 

4. Расшифруй слова:

 

МАшиКАн ткВыа огЕЦуР роДога ЧОКсунДУ ЗИНАкор

 

 

5. Прочитай слова с права налево. Из какой сказки данные персонажи? Кого здесь не хватает?

ьдевдем цяаз клов асил комерет

 

 

6. Прочитай предложения слева направо.

! ьтатич ьтему ошорох каК

 

При использовании приведенных упражнений и видов работ процесс формирования оптимальной техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. При ежедневном использовании фонетической зарядки формируется культура звуковой речи, вырабатывается зрительная память и умение читать без напряжения. В результате работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся, сокращается количество ошибок при чтении, улучшаются показатели навыков чтения.

 

 

Третья группа упражнений направлена на формирование умений сознательного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста.

 1) Чтение текста, закрыв последние три буквы всех строчек текста листом бумаги, а затем и начальные три буквы. Необходимо прочитать текст, стараясь угадать невидимые части по смыслу. Данное упражнение развивает у учащихся умение читать по догадке.

 2) Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного.

 

Задание: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово.

 

На рек__, в завод_, раскрылись бел лилии и жёлт__кувшинки. Буйно цветёт над вод__водян__кашка. Дик__ут__вывела из осоки своих ут__, учит их пла___и ловить мо___. Летят над вод__бел__и син__стре___, и гудит над цветущей кашкой деловит__пче__.

 

И. Соколов-Микитов.

 

Очень страшная история.

 

 Доедая с маслом булку,

 

 Братья шли по___________,

 

Вдруг на них из__________

 

Пёс большой залаял_______.

 

Сказал младший: «Вот напасть,

 

 Хочет он на нас___________,

 

Чтоб в беду нам не_________,

 

Псу мы бросим булку в___

 

Всё окончилось прекрасно.

 

Братьям сразу стало____

 

Что на каждую_________.

 

Надо брать с собою___________.

 

Д. Хармс.

-Проверь, совпадают ли твои слова с теми, что были в стихотворении: закоулка, переулку, попасть, ясно, прогулку, пасть, гулко, напасть.

 

 

 

3) Поиск в тексте смысловых несуразностей.

Ученику предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста.

 

 Задание: Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления.

 

 В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять – подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым.

 

Л. Каминский.

 

 

4) Поиск отрывков из разных текстов. Упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста.

 

 Задание: Найди отрывки из разных текстов: Ю. Мориц «Весёлая лягушка» и В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Восстанови каждый из них и прочитай отдельно. Весёлая лягушка жила в одной реке. Вверх дном её избушка стояла — бре-ке-ке! Сидела она в болоте, ловила комаров и мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. Избушка не стояла, а кверху дном плыла, Но это не меняло лягушкины дела. И весь век прожила бы она благополучно – конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Она двумя руками играла на баяне, Она двумя ногами стучала в барабан. Но случилось одно происшествие. Избушка кувыркалась, Лягушка развлекалась, В зелёном сарафане плясала — пара-пам!

 

 

 Таким образом, предложенная классификация упражнений по совершенствованию навыка чтения учащихся – это всего лишь первый этап на пути становления квалифицированных, талантливых читателей-школьников. Подобные задания позволяют наиболее эффективно и быстро добиваться положительных результатов по чтению, а это, в конечном счёте, приводит к тому, что у учащихся возрастает уверенность в своих силах, появляется интерес и любовь к чтению более крупных художественных произведений.