Меню сайта
 

Гражданско–правовое воспитание школьников.

Детство есть великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку.   (Н.В. Шелгунов)

Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям. В разные века, защищавшим Родину, воспитание готовности к подвигу – в общем всего, что является основой жизнеспособности любого общества и государства.

Целью патриотического воспитания является формирование патриотического сознания. Общепринято выделение в сознании трёх компонентов: знание, отношение, деятельность. Эта трёхкомпонентность используется мной в структуре построения патриотического воспитания.

1 компонент – Знание человеком  фактов культуры, истории, которые он воспринимает, как факты, события нашей, своей истории, культуры ( Я – знаю!) .   С цель формирования знаний истории и культуры России и малой родины  я проводила следующие классные часы: «Государственные символы в истории России», «Отчизны верные сыны», « Полководцы России», «Награды Родины», «Россия в освоении космоса», «Золотое кольцо России»,  «Театры Родины», «Был в Бурмакино театр», «Земляки- ветераны» и др

2 компонент ( главный, системообразующий) – положительное отношение к определённым «нашим» фактам истории и культуры (Я горжусь, одобряю такие-то события, факты нашей культуры, истории») «Юрий Гагарин – первый космонавт мира», « Александр Рытов – выпускник нашей школы, герой  Великой Отечественной  войны».

3 компонент – деятельный. Это готовность участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в нашей стране (позиция – «Я готов, настроен действовать на благо нашей страны» ) ( Уход  за памятником погибшим землякам, Акции по благоустройству территории и др.)

При формировании патриотического сознания важно учитывать то, что наше общество весьма дифференцированно в своих взглядах, позициях, интересах. Взаимодействие, столкновение интересов, убеждений, позиций – современная реальность. Если мы хотим формировать человека способного жить в таком обществе, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных явлений, защиты своих позиций, умения конструктивно взаимодействовать с такими позициями.

Проблемность – это идеал современного развивающего воспитания. Организую диспуты, обсуждения, дискуссии   на историко-культурные, патриотические темы: Кого вы считаете гражданином своей страны?  Есть ли место подвигу в современной жизни?

Направления, которые я использую в системе патриотического воспитания: военно- патриотическое, краеведческое, культурно-патриотическое.

Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года  сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.

Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьников.

В механизме обеспечения прав человека значительная роль отводится категории субъективных прав. Субъективные права могут трактоваться как мера возможного поведения. Формируя у  учащихся представления об   узаконенном понимании этой меры, мы можем использовать, форму имитационной деловой игры. 

                      Одной из основных задач  воспитательной работы нашей школы является: Совершенствование работы по гражданско-правовому воспитанию.

Так как в последние десятилетия в России прошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной диференсации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стало все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского гражданского и патриотического сознания.

       В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений расположенных на территории поселка в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании разработана Программа «Я гражданин Российской Федерации».

 

     Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

        Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;

        Изучение истории культуры Отечества и родного края;

        Формирование здорового образа жизни молодого поколения, высокой готовности к военной  службе;

        Формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны государственной деятельности, в улучшении и познании окружающего мира;

        Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности.

Основные направления работы школы по гражданско-правовому воспитанию   включают в себя:

Образовательные программы;

Внешние связи;

Внеурочная работа;

Работа с родителями ;

Психологическая служба;

Основываясь на данную схему,  несколько слов  об образовательных программах затрагивающих гражданско-правовое воспитание и образование.

  Гражданско-правовое образование и воспитание.                           

  Задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового

самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации

в обществе».

Фундаментальной основой гражданско-правового развития и воспитания является содержание образования, в первую очередь- гуманитарного. Программы по предметам истории, обществознания,

литературы, обж, географии включают знания о политической и

правовой жизни, о правах и обязанностях человека и гражданина,

об истории и традициях нашей Родины.

В программах также поставлена задача использования приобретенных  знаний в повседневной жизни для осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского сообщества,

гражданина России.

Важный вклад в гражданско-правовое воспитание вносят школьные курсы истории и обществознания. Источником воспитания являются боевые и трудовые традиции народов России и других стран. Изучение истории связано не только с работой сознания, но

и его эмоциональной сферой.

Конечно, формирование гражданско-правовых аспектов воспитания начинается еще в начальной школе. Программы выстроены в

соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Изучение окружающего мира помогает воспитывать не только любознательность, но и понимание себя как частицы великого государства. Использование на уроках произведений устного народно-

го творчества помогает учащимся понять черты народного характера, нравственные ценности, представления о добре, правде, храбрости, трудолюбии. Школа первой ступени выполняет работу по накоплению первоначальных знаний о сторонах общественной жизни, об истории Отечества, о патриотизме и гражданственности. 

Главная   задача  патриотического  воспитания это-любовь к Родине, готовность к её защите, чувство гордости за свою Родину, свой народ, уважение к её свершениям, достойным людям.

На классных часах формируются понятия добра и зла, высокой ценности нравственности, обращение сознания школьников к высоким идеалам, формирования у ребят самостоятельных представлений о благородстве и уважении к России. Сборники  предложенных книг помогут вырастить убеждённых, благородных, готовых к подвигу людей, которых называют «патриотами».

Мои классные часы – о русской природе, традициях, страничках истории, военных достижениях, героях России и её символах.

 

 Запланированы и проведены мероприятия: для 6 классов в 2009-2010г.  

«Моя малая Родина»

« Дела человека красят» (добро и зло)

«Права и обязанности»

«Привычки хорошие и плохие»

«Жемчужины русских промыслов»

«Герои земли Русской»

«Символы русского государства.

Конституция. Право. Законы»

Эстафета: «Знаешь ли ты историю России».

Эстафета: «Юные патриоты»

«Военный орден в твоей семье»

«Операция почта ветеранам»

Акция: «Георгиевская ленточка»

Правовая игра «Мой взгляд».

Цель: ознакомиться с основами российского законодательства, проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних, выяснить причины их правонарушений и указать способы поведения в критических ситуациях.

Ход игры:

В классе формируются 2 команды.

Первый тур:

С помощью жребия команды получают карточки с ситуациями, которые необходимо проанализировать, оценить и найти верное решение:

Например :16 летний подросток пришёл устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться.

Команда отвечает: Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители за него ответственности не несут. Статья КЗОТ 173.

Второй тур:

Задание1: Каждая команда получает лист, на котором нарисованы предметы. Задание в течение минуты отгадать, какому герою они принадлежат.

1. трость, трубка, скрипка, лупа (Шерлок Холмс)

2. планшет, фуражка (Анискин)

3. котелок, жилет , трость (Эркюль Пуаро)

Задание 2: Узнать по описанию знаменитых героев популярных кинофильмов:

1. Он почти не известен за границей, но был начальником по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за чёрной кошкой. Считал, что вор должен сидеть в тюрьме.  (Жеглов)

Задание 3 . Вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста

1. в какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно.

Третий тур.

Звучат музыкальные фрагменты мелодий. Необходимо по порядку записать названия фильмов, в которых они звучали:

1. «Давай за жизнь…» – «Спецназ»,

2. «Ты неси меня река…» – «Граница»

3. «Мы раз-бо-бо-бо-бойники» – «Бременские музыканты»

Четвёртый тур.

Конкурс капитанов.

Вам предстоит поработать следователями. С помощью подсказок вы должны определить о ком идёт речь.

1. Он очень отважный полицейский.

2. Его партнёр – человек.

3. Он – породистый пёс (Комиссар Рекс)

              Пятый тур.

Внимание! Внимание! Только что поступило сообщение, что в этом зале среди нас находится опасный правонарушитель. Послушайте его словесный портрет.

Команда, которая найдёт правонарушителя – победит в этом туре.

Правовой турнир.

Цель: формирование правовой культуры подрастающего поколения; изучение прав ребёнка.

1. Представление команд.

2. «Разминка». Командам предлагаются вопросы. На обдумывание 30 секунд.

1) Что такое право, чем оно отличается от морали?  (Право – совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми. Мораль – система принципов и правил, норм поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость. Тесная связь с государством – основное отличие права от морали) .

2) Назовите основной закон государства. (Конституция.)

3) Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние)

4) Что такое алиби? (В УК – обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если в момент преступления он находился в другом месте.)

5)С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности?  (Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений УК предусматривает уголовную ответственность с 14 лет.)

3.  «Юридическая консультация»

Командам предлагается решить юридические задачи.

Например: Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним станцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности? (Поведение школьника попадает под определение «административное хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечёт административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)

4. «Преступления из истории».

Определить к какому виду права, уголовного или административного относятся действия Геракла.

«Эврисфей поручил Гераклу отправиться в страну, где проживали стимфалийские птицы. Попав в эту страну, Геракл взобрался на холм и ударил в тимпаны, поднялся оглушительный звон. Птицы поднялись громадной стаей и  стали в ужасе кружить над лесом. Схватив свой лук, герой стал разить птиц смертоносными стрелами»

Вопрос: Назовите преступление, которое совершил Геракл. К какому виду права оно относится.

Ответ: Убийство редкого вида птиц, относится к административному праву.

Подобные формы работы предполагают социально-профилактическую роль в формировании правомерного , гуманистически-ориентированного поведения.

Практическая направленность гражданского воспитания предлагает, что недостаточно иметь  юридическую информацию, – важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе самостоятельной  работы  школьники должны освоить предметные (специальные умения) и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод.

Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим всё большее значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии нужно учить с детства. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. Часто после окончания школы обнаруживается  полная правовая безграмотность подростков. И, хотя школьники в силу своих возрастных ограничений и других объективных причин не могут  быть включены в реальные политические процессы, они оказывают на них определённое воздействие, воспитывают в них конкретные жизненные установки и устремления. Задача общества и государства заключается в том, чтобы сформировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры молодого поколения.

Литература:

Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию.

Высоцкий В.В. Конспекты бесед по патриотическому воспитанию