Социализация личности.
Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны.
Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, взаимодействия с окружающим миром. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями.
Во-первых, оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов свою выстраивает индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.
Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.
В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.
Социализация включает три взаимосвязанных процесса:
Социальная адаптация Индивидуализация Социально-психологическая интеграция Социализация
1) социальная адаптация – это активное приспособление к условиям среды посредством усвоения/ассимиляции внешних требований и изменения/аккомодации собственных реакций;
2) индивидуализация – активное приспособление личности к собственным особенностям в форме самопознания, самопринятия и самореализации;
3) социально-психологическая интеграция постепенное усложнение, упорядоченность и согласование интрапсихических компонентов и функций в соответствие с требованиями социальной реальности.
Выделяются три сферы, в которых осуществляется социализация личности:
· деятельность;
· общение;
· развитие самосознание.
Большинство исследований социализации концентрируется на детском возрасте, когда научение, по общему признаку, производит наиболее глубокое впечатление. Это годы, когда устанавливается стиль жизни, когда закладываются основы для всей последующей социализации. Но обучение новым навыкам происходит на протяжении всей жизни каждого человека. Новые модели поведения развиваются, когда человек поступает в вуз, приступает к работе или переходит на новое место. Человек не должен отставать от других, и для этого он развивает новые типы поведения, наиболее соответствующие новым обстоятельствам.
Воздействие на личность на всех стадиях социализации осуществляется или непосредственно или через группу. Институтами социализации являются:
· семья и дошкольные образовательные учреждения;
· школа, также учреждения среднего и высшего профессионального образования;
· трудовой коллектив.
Механизмы социализации.
В качестве одного из механизмов социализации в интеракционистском направлении социальной психологии рассматривается роль.
Играние роли заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять свои права по отношению к другим.
Освоение ролей происходит в группах, где люди учатся друг у друга, наблюдая ролевое поведение окружающих.
Личностные установки, ценности и мнения под влиянием исполняемой роли могут существенно меняться.
Социализация личности происходит под влиянием социума – тех общностей, в которых находится человек. Известно, что под влиянием родительской семьи у человека закладывается система ценностей, нормы отношений к старшим, сверстникам и т.д. Вместе с тем, на человека влияют не только малые группы, в которых он непосредственно развивается, но и культура, ее тип, характеристики, Все это сказывается на характере отношений индивида к обществу, к другим и к себе. Так, Ф.Зимбардо проводил исследования влияния культур Запада и Востока на личность (5).
Западная культура ориентирует человека на индивидуализм, автономию от других, родительской семьи. Молодой человек поступает в колледж, университет и затем никогда не возвращается в семью. У него формируется «независимое Я». Он в большей степени ориентируется на собственные желания, стремления.
Восточные культуры, наоборот формируют «взаимозависимое Я». Такой человек больше чувствует свою принадлежность группе, социуму, семье. Цель общественной жизни в таких культурах – достижение гармонии со своим сообществом, его поддержка. Самооценка тесно связана с тем, что о человеке думают другие.
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины, создал прочную семью, мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни, был законопослушным гражданином.
Школа не должна бороться с окружающим миром, но и не может закрывать глаза на его пороки. Она должна создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его реальности. В этом, прежде всего, и проявляется социальная эффективность образования “школы социального опыта”.
Накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Хорошо известно, что ребенок может присутствовать на определенном занятии, манипулировать предметами и материалами, но при этом ничуть не приращивать своего социального опыта. Успешно социализируется та деятельность, которая обеспечена специальными педагогическими условиями. Она должна:
· воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;
· вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;
· предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой;
· предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.
Дети в младшем школьном возрасте уже задумываются над проблемой смысла жизни, жизненных ценностей в различных ее аспектах: ради чего живет человек на свете, что в жизни самое главное, к чему в жизни надо обязательно стремиться, а чего остерегаться и не допускать. Изучая представления первоклассников о главных жизненных ценностях, обнаруживается, что в качестве ведущих ценностей дети осознают: саму жизнь, семью, здоровье, деньги, иметь друзей, Бога.
К 9-11 годам при переходе ребенка из начальной школы в среднюю происходит качественное преобразование системы “Я”: возникает ориентация на социальные цели, начинается осознание себя как субъекта общения со сверстниками.
Важнейшая задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы убеждать воспитанников в их человеческой ценности. Для того, чтобы дети были готовы преодолевать многочисленные жизненные трудности, успешно адаптироваться к социуму и быть счастливыми людьми, они должны иметь положительное представление о себе. Основы самоотношений закладываются в раннем детстве и очень серьезно зависят от того, как с ребенком обращаются в семье, достаточно ли внимания и любви он получает от родителей. Эмоциональное отношение к себе у ребенка может резко измениться от сильного переживания определенной жизненной ситуации. Развод родителей, смерть близкого человека, переезд в другую школу могут переживаться ребенком как ситуация социальной неуспешности, и самоотношение развивается со знаком “минус”. Напротив, успешный опыт занятий в спортивных секциях, достижения в художественном творчестве, отмеченные взрослыми, устойчивая социальная позиция принятого в среде одноклассников выстраивает самоотношение со знаком “плюс”.
Методы воспитания в механизме социализации: воспитание не просто функционирует как составная часть социализации, а системой своих методов по существу обеспечивает целенаправленный механизм социализации. Это: пример великого человека, пример родителей, пример сверстников, метод педагогического требования,, метод упражнения, социальное внушение, метод соревнования, метод поощрения, метод наказания.
Школа должна видеть свою цель не только в проявлении социализации личности: в формировании системы знаний, умений и навыков, но и в становлении готовности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско-правовой, трудовой сферах деятельности. Школа должна стремиться создавать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей. Мы должны обеспечить простор разнообразной детской деятельности, в том числе добровольной общественной, здесь царит разновозрастное взаимодействие, занятия должны выходить за пределы школы в досуговые формы и учреждения дополнительного образования.
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.
Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.
Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.
Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.
Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации – печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.
Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.
И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.
Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.
В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.
Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.
В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в одинаковой степени может многократно усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.
В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало становится хулиганами, пьяницами, ворами? почему другая часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?
И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека.
К базовым условиям успешности социализации ребёнка относятся следующие:
- состояние психического здоровья детей;
- наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
- создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
- обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;
- организация психолого-педагогического мониторинга динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;
- разработка методического пакета документов по организации образовательного процесса с социально ориентированной акцентуацией и с учётом контингента детей и заказа родителей;
- построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.
Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т.д.
Вместе с тем, в какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления.
Человека возвышают лишь уровень культуры, богатства и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям.
. Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдёт его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сёстры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят супруг или супруга, коллеги по работе и пр.
О социализации человека в школьные годы можно сказать словами Белинского о Гамлете: это переход от «младенческой бессознательной гармонии через дисгармонию к будущей мужественной гармонии». И очень важно, чтобы этот переход совершался как можно безболезненней во всех сферах жизнедеятельности детей, подростков, юношей, девушек, чтобы все они достигали «мужественной гармонии» с самими собой, с окружающей жизнью, с обществом. В конечном счёте, не так важно, кем являются в мире выросшие дети (слесарями или парикмахерами и т.д.) , а важно то, чем является для них мир и кем является каждый из них сам для себя в этом мире.
Можете ли вы подружится с деньгами?
В работе меня привлекает результат, а не процесс.(1б.)
Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам.(1б.)
Закончив дело, я могу без труда взяться за другое.(1б.)
Деньги – самое главное в жизни.(7б.)
Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе.(1б.)
Я могу работать 10-12ч., даже если работа мне не приятна.(1б.)
Если я разбогатею, я решу себе все проблемы(7б.)
Любая компания признаёт меня лидером.(5б.)
Я не вижу в жизни боль привлекательной цели, чем богатство.(4б.)
Я хочу получить в будущем высшее образование.(2б.)
Почти всегда бедность- следствие недостатка способностей.(1б.)
Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей.(1б.)
Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других.(5б.)
Я – хороший организатор.(5б.)
Мне не нужно время на «раскачку» перед работой.(1б.)
Я никогда не забываю о делах, за которые взялся.(1б.)
Я бы рискнул начать собственное дело, нежели работать на кого-то ещё.(5б.)
В конфликтах я всегда добиваюсь своего.(5б.)
Я не могу сидеть без дела.(1б.)
Для нормальной работы мне достаточно 6ч. сна.(1б.)
При поражении я тут же начинаю работать на реванш.(1б.)
Деньги необходимы для решения любой проблемы.(4б.)
Я могу легко завязать разговор с кем угодно.(4б.)
Ни одна деятельность не привлекает меня так, как зарабатывание денег.(7б.)
Мне легко производить на людей приятное впечатление.(3б.)
У меня очень много знакомых.(3б.)
Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно.(5б.)
Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок.(1б.)
Я с интересом изучаю иностранный язык.(1б.)
Я почти никогда не опаздываю.(1б.)
Результаты:
<6б. – в бизнесе вас вряд ли ждёт успех. Скорее всего, вам подойдёт карьера святого. Советуем вам всё же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны не только миллионеру.
6-18б. – ваших задатков вполне достаточно для работы по найму, возможно, на относительно самостоятельной должности. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности, не кидайтесь в бизнес, как в омут – сначала научитесь лучше плавать.
19-50б.- вы можете добиться успеха, если попадёте на «золотую жилу», или будете действовать за широкой спиной босса, либо в сплочённой команде, которая компенсирует ваши слабые места.
51-75б. – если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением. Никогда не оставляйте попыток – вас ждёт успех.
>75б. – страшно подумать о тех высотах, которые вы можете достигнуть. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы хотите за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.
Приложение 2
Вопросы для дискуссии.
«Роль денег в современном обществе»
Испокон веков люди знали: быть честным – значит иметь совесть.
1. Что важнее сейчас для каждого из вас:
быть честным,
добросовестным,
добропорядочным или …
богатым?
2. Можно ли честным трудом заработать большие деньги?
3. Нужно ли быть зависимым от денег?
4. Кто такие олигархи?
5. Имеют ли право олигархи занимать такое же почетное место в обществе, как ученые, космонавты, герои России?
6. Нужно ли переименовывать улицы в честь олигархов?
7. Как Вы понимаете смысл пословицы «От тюрьмы и от сумы не зарекайся»?
8. Как вы думаете – «преуспевающий» и «богатый» одно и тоже?
9. Кто такие бизнесмен, меценат? Были ли они
Приложение.
Классный час на тему «Деньги это хороший хозяин или плохой слуга?»
Классный час
Деньги – плохой хозяин, или хороший слуга?
И в стёртых исчисляется монетах
Цена великих дел, поэтами воспетых.
Цель- формирование экономического мышления учащихся и культуры обращения с деньгами, как части общей культуры человека, то есть подготовка к будущей самостоятельной жизни.
Задачи - познакомить учащихся с историей создания денег и объяснить их необходимость. путём постановки проблемного вопроса “деньги – это добро или зло?” раскрыть сущность денег как нравственной категории. Применяя методику тестирования, выявить наличие качеств, определяющих возможность учащихся самостоятельно решать денежные вопросы. Познакомить учащихся с основными элементами культуры обращения с деньгами.