Меню сайта
 

Социализация личности.

Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны.

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, взаимодействия с окружающим миром. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями.

Во-первых, оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов свою выстраивает индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.

Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.

В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Социализация включает три взаимосвязанных процесса:

 

Социальная адаптация

Индивидуализация

 

Социально-психологическая  интеграция

 

Социализация

 

1)                 социальная адаптация – это активное приспособление к условиям среды посредством усвоения/ассимиляции внешних требований и изменения/аккомодации собственных реакций;

2)                 индивидуализация – активное приспособление личности к собственным особенностям в форме самопознания, самопринятия и самореализации;

3)                 социально-психологическая интеграция постепенное усложнение, упорядоченность и согласование интрапсихических компонентов и функций в соответствие с требованиями социальной реальности.

Выделяются три сферы, в которых осуществляется социализация личности:

·                    деятельность;

·                    общение;

·                    развитие самосознание.

Большинство исследований социализации концентрируется на детском возрасте, когда научение, по общему признаку, производит наиболее глубокое впечатление. Это годы, когда устанавливается стиль жизни, когда закладываются основы для всей последующей социализации. Но обучение новым навыкам происходит на протяжении всей жизни каждого человека. Новые модели поведения развиваются, когда человек поступает в вуз, приступает к работе или переходит на новое место. Человек не должен отставать от других, и для этого он развивает новые типы поведения, наиболее соответствующие новым обстоятельствам.

Воздействие на личность на всех стадиях социализации осуществляется или непосредственно или через группу. Институтами социализации являются:

·                    семья и дошкольные образовательные учреждения;

·                    школа, также учреждения среднего и высшего профессионального образования;

·                    трудовой коллектив.

Механизмы социализации.

В качестве одного из механизмов социализации в интеракционистском направлении социальной психологии рассматривается роль.

Играние роли заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять свои права по отношению к другим.

Освоение ролей происходит в группах, где люди учатся друг у друга, наблюдая ролевое поведение окружающих.

Личностные установки, ценности и мнения под влиянием исполняемой роли могут существенно меняться.

Социализация личности происходит под влиянием социума – тех общностей, в которых находится человек. Известно, что под влиянием родительской семьи у человека закладывается система ценностей, нормы отношений к старшим, сверстникам и т.д. Вместе с тем, на человека влияют не только малые группы, в которых он непосредственно развивается, но и культура, ее тип, характеристики, Все это сказывается на характере отношений индивида к обществу, к другим и к себе. Так, Ф.Зимбардо проводил исследования влияния культур Запада и Востока на личность (5).

Западная культура ориентирует человека на индивидуализм, автономию от других, родительской семьи. Молодой человек поступает в колледж, университет и затем никогда не возвращается в семью. У него формируется «независимое Я». Он в большей степени ориентируется на собственные желания, стремления.

Восточные культуры, наоборот формируют «взаимозависимое Я». Такой человек больше чувствует свою принадлежность группе, социуму, семье. Цель общественной жизни в таких культурах – достижение гармонии со своим сообществом, его поддержка. Самооценка тесно связана с тем, что о человеке думают другие.

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины, создал прочную семью, мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни, был законопослушным гражданином.

Школа не должна бороться с окружающим миром, но и не может закрывать глаза на его пороки. Она должна создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его реальности. В этом, прежде всего, и проявляется социальная эффективность образования “школы социального опыта”.

Накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Хорошо известно, что ребенок может присутствовать на определенном занятии, манипулировать предметами и материалами, но при этом ничуть не приращивать своего социального опыта. Успешно социализируется та деятельность, которая обеспечена специальными педагогическими условиями. Она должна:

·                     воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;

·                     вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;

·                     предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой;

·                     предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

 Дети в младшем школьном возрасте уже задумываются над проблемой смысла жизни, жизненных ценностей в различных ее аспектах: ради чего живет человек на свете, что в жизни самое главное, к чему в жизни надо обязательно стремиться, а чего остерегаться и не допускать. Изучая представления первоклассников о главных жизненных ценностях, обнаруживается, что в качестве ведущих ценностей дети осознают: саму жизнь, семью, здоровье, деньги, иметь друзей, Бога.

К 9-11 годам при переходе ребенка из начальной школы в среднюю происходит качественное преобразование системы “Я”: возникает ориентация на социальные цели, начинается осознание себя как субъекта общения со сверстниками.

Важнейшая задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы убеждать воспитанников в их человеческой ценности. Для того, чтобы дети были готовы преодолевать многочисленные жизненные трудности, успешно адаптироваться к социуму и быть счастливыми людьми, они должны иметь положительное представление о себе. Основы самоотношений закладываются в раннем детстве и очень серьезно зависят от того, как с ребенком обращаются в семье, достаточно ли внимания и любви он получает от родителей. Эмоциональное отношение к себе у ребенка может резко измениться от сильного переживания определенной жизненной ситуации. Развод родителей, смерть близкого человека, переезд в другую школу могут переживаться ребенком как ситуация социальной неуспешности, и самоотношение развивается со знаком “минус”. Напротив, успешный опыт занятий в спортивных секциях, достижения в художественном творчестве, отмеченные взрослыми, устойчивая социальная позиция принятого в среде одноклассников выстраивает самоотношение со знаком “плюс”.

Методы воспитания в механизме социализации: воспитание не просто функционирует как составная часть социализации, а системой своих методов по существу обеспечивает целенаправленный механизм социализации. Это: пример великого человека, пример родителей, пример сверстников, метод педагогического требования,, метод упражнения, социальное внушение, метод соревнования, метод поощрения, метод наказания.

Школа должна видеть свою цель не только в проявлении социализации личности: в формировании системы знаний, умений и навыков, но и в становлении готовности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско-правовой, трудовой сферах деятельности. Школа должна стремиться создавать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей. Мы должны обеспечить простор разнообразной детской деятельности, в том числе добровольной общественной, здесь царит разновозрастное взаимодействие, занятия должны выходить за пределы школы в досуговые формы и учреждения дополнительного образования.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не  говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.

Эстафету  социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.  

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации – печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

  Социализация личности органично включает в себя передачу социального   опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения  человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.

В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.

Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.

В-третьих, социализация личности является неотъемлемой  частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в одинаковой степени может многократно усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало  становится хулиганами, пьяницами, ворами? почему другая часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?

И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека.

К базовым условиям успешности социализации ребёнка  относятся следующие:

- состояние психического здоровья детей;

- наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);

- создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

- обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;

- организация психолого-педагогического мониторинга динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;

- разработка методического пакета документов по организации образовательного процесса с социально ориентированной акцентуацией и с учётом контингента детей и заказа родителей;

- построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т.д.  

Вместе с тем, в какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления.

Человека возвышают лишь уровень культуры, богатства и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям.

. Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдёт его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сёстры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят супруг или супруга, коллеги по работе и пр.

О социализации человека в школьные годы можно сказать словами Белинского о Гамлете: это переход от «младенческой бессознательной гармонии через дисгармонию к будущей мужественной гармонии». И очень важно, чтобы этот переход совершался как можно безболезненней во всех сферах жизнедеятельности детей, подростков, юношей, девушек, чтобы все они достигали «мужественной гармонии» с самими собой, с окружающей жизнью, с обществом. В конечном счёте, не так важно, кем являются в мире выросшие дети (слесарями или парикмахерами и т.д.) , а важно то, чем является для них мир и кем является каждый из них сам для себя в этом мире.

Можете ли вы подружится с деньгами?

В работе меня привлекает результат, а не процесс.(1б.)

Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам.(1б.)

Закончив дело, я могу без труда взяться за другое.(1б.)

Деньги – самое главное в жизни.(7б.)

Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе.(1б.)

Я могу работать 10-12ч., даже если работа мне не приятна.(1б.)

Если я разбогатею, я решу себе все проблемы(7б.)

Любая компания признаёт меня лидером.(5б.)

Я не вижу в жизни боль привлекательной цели, чем богатство.(4б.)

Я хочу получить в будущем высшее образование.(2б.)

Почти всегда бедность- следствие недостатка способностей.(1б.)

Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей.(1б.)

Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других.(5б.)

Я – хороший организатор.(5б.)

Мне не нужно время на «раскачку» перед работой.(1б.)

Я никогда не забываю о делах, за которые взялся.(1б.)

Я бы рискнул начать собственное дело, нежели работать на кого-то ещё.(5б.)

В конфликтах я всегда добиваюсь своего.(5б.)

Я не могу сидеть без дела.(1б.)

Для нормальной работы мне достаточно 6ч. сна.(1б.)

При поражении я тут же начинаю работать на реванш.(1б.)

Деньги необходимы для решения любой проблемы.(4б.)

Я могу легко завязать разговор с кем угодно.(4б.)

Ни одна деятельность не привлекает меня так, как зарабатывание денег.(7б.)

Мне легко производить на людей приятное впечатление.(3б.)

У меня очень много знакомых.(3б.)

Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно.(5б.)

Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок.(1б.)

Я с интересом изучаю иностранный язык.(1б.)

Я почти никогда не опаздываю.(1б.)

Результаты:

<6б. – в бизнесе вас вряд ли ждёт успех. Скорее всего, вам подойдёт карьера святого. Советуем вам всё же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны не только миллионеру.

6-18б. – ваших задатков вполне достаточно для работы по найму, возможно, на относительно самостоятельной должности. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности, не кидайтесь в бизнес, как в омут – сначала научитесь лучше плавать.

19-50б.- вы можете добиться успеха, если попадёте на «золотую жилу», или будете действовать за широкой спиной босса, либо в сплочённой команде, которая компенсирует ваши слабые места.

51-75б. – если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением. Никогда не оставляйте попыток – вас ждёт успех.

>75б. – страшно подумать о тех высотах, которые вы можете достигнуть. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы хотите за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.

Приложение 2

 

Вопросы для дискуссии.

«Роль денег в современном обществе»

 

Испокон веков люди знали: быть честным – значит иметь совесть.

 

1.         Что важнее сейчас для каждого из вас:

быть честным,

добросовестным,

добропорядочным или …

богатым?

 

2.         Можно ли честным трудом заработать большие деньги?

 

3.         Нужно ли быть зависимым от денег?

 

4.         Кто такие олигархи?

 

5.         Имеют ли право олигархи занимать такое же почетное место в обществе, как ученые, космонавты, герои России?

 

6.         Нужно ли переименовывать улицы в честь олигархов?

 

7.         Как Вы понимаете смысл пословицы «От тюрьмы и от сумы не зарекайся»?

 

8.         Как вы думаете – «преуспевающий» и «богатый» одно и тоже?

 

9.         Кто такие бизнесмен, меценат? Были ли они

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Классный час на тему «Деньги это хороший хозяин или плохой слуга?»

Классный час

Деньги – плохой хозяин, или хороший слуга?

И в стёртых исчисляется монетах

Цена великих дел, поэтами воспетых.

Цель- формирование экономического мышления учащихся и культуры обращения с деньгами, как части общей культуры человека, то есть подготовка к будущей самостоятельной жизни.

Задачи - познакомить учащихся с историей создания денег и объяснить их необходимость. путём постановки проблемного вопроса “деньги – это добро или зло?” раскрыть сущность денег как нравственной категории. Применяя методику тестирования, выявить наличие качеств, определяющих возможность учащихся самостоятельно решать денежные вопросы. Познакомить учащихся с основными элементами культуры обращения с деньгами.

Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги – это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.

А что такое деньги по сути вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт? Что за таинственная сила скрыта в них? Откуда они взялись? Всегда ли они были? А если нет, то когда появились? И самое главное почему? Как к ним относиться? Чего больше – добра, или зла приносят они людям.

Путешествие в историю денег.

Точную дату появления денег назвать невозможно. Кто их изобрёл тоже неизвестно. Произошло это примерно 7 тысяч лет назад. Пока первобытные люди производили мало продуктов питания, одежды и других самых необходимых предметов, им не были нужны деньги. Что собрали в лесу, то и съели, что соткали из конопляного волокна, то и носили. Со временем жизнь усложнилась. Появилась возможность производить некоторые излишки изделий и обменивать их на другие необходимые вещи. Тут-то и возникли проблемы. Как скажем обменять овцу на глиняный горшок? Или курицу на стелу? Или ещё ситуация: надо обменять яйца на звериные шкуры, взяли десять яиц – донесли восемь, остальные разбились, шкуру не дали.

Долго маялись наши предки, пока не сообразили: надо выбрать из товаров какой-то один и сравнить его с ценностью других. Такой товар деньгами как таковыми не был, но роль их до поры до времени выполнял успешно.

В разные времена и у разных людей деньги выглядели и назывались по-разному. Например самые первые русские деньги ходили на четырёх ногах, мычали и блеяли. Кстати, домашние животные выполняли роль денег у многих народов. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство хозяина. Древние римляне произносили слово «головы» как «капитал». От сюда потом и произошло понятие «капитал», что означало «главное имущество». Вот некоторые предметы, которые использовались в качестве денег в разные времена у разных народов: рыба, меха, жемчужины, коровьи черепа, нанизанные на шнур, клыки и хвосты свиней, зубы собак, кенгуру и дельфинов, бруски соли, железные прутья и так далее.

А феи! Это не сказочный персонаж, а самая крупная и странная форма каменных денег с острова Яп, расположенного в западной части Тихого океана. Феи это огромные каменные круги диаметром до трёх с половиной метров и весящие около пяти тонн. Монеты- феи лежали перед домом владельца и символизировали его достаток.

Проблема заключалась в том, что один товар, используемый в качестве денег, не похож на другой и его нельзя делить на части. Например английский капитан Верни Камерун, побывавший в Африке, покупал лодку. Проволоку обменял на сукно, сукно на слоновые бивни, а после этого в обмен на бивни получил лодку. На это у него ушло приблизительно 10 дней.

Со временем роль всеобщего обменного товара закрепилась за цветными металлами – золотом и серебром, так, как они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад. Это произошло в античном государстве на берегу Эгейского моря- Лидии на рубеже 8-7 веков д.н.э. в скоре по достоинству монеты оценили в соседних, а потом и в дальних государствах.

В нашей стране первоначальной денежной единицей была гривна – серебряный слиток определённого веса. Гривну можно было рубить на четыре части, отсюда и название- рубль. Когда товар стоил дешевле, рубль разрубали пополам – получались две полтины. Кроме того, рубль можно было резать на пятьдесят резаней.

Название копейка появилось в связи с тем, что на серебряной монете Московского княжества с одной стороны был изображён святой Георгий на коне и с копьём в руке, от которого и пошло название монеты. Её прировняли к рублю в соотношении 100:1. Само же название «деньги» произошло от слова «деньга». Это серебряная монета, которую начали чеканить в годы правления Дм. Донского.

Но с появлением металлических денег проблемы всё-таки не исчезли. Пример: когда императрица Елизавета Петровна пожаловала М. В. Ломоносову примерно 2000 рублей, премию выплатили медными монетами. Она потянула на три с лишним тонны.

Бумажные деньги были изобретены в Китае в VIII веке. А в России бмажные деньги появились в 1769 году. Их название «ассигнации» происходит от латинского слова «ассигнацио»- «назначение» (в смысле назначать, водить в обращение). Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Её портрет украшал 100-рублёвую купюру, ласково называемую «катенькой».

Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог, или телефона. Никакие машины не могут выполнять так много работы и сберечь столько человеческих сил как деньги. Но в то же время деньги вызывают ожесточённую борьбу за обладание ими, причём борьбу злую и беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя принесла жажда денег.

В старину поговаривали, что деньги изобрёл дьявол. Миф о деньгах, как о порождении сатаны – пожалуй, единственный в мировой истории миф, создавшийся усилиями людей простых и самых просвещённых.

Вот такой парадокс: с одной стороны, деньги – великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, это- зло, от которого надо избавляться. Получается, что мы деньги просто слишком любим и в то же время слишком ненавидим, мы деньги слишком боимся, в чём же причина такого порой суеверного страха перед деньгами? «Даже любовь не свела с ума столько людей, сколько мудрствования о сущности денег,»- заметил премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон.

Ещё один парадокс, в котором кроется причина упрямого непонимания феномена денег: деньги созданы человеком, однако ведут себя подчас, как стихия, причём опасная. Предпринимателям известно – когда дело касается денег, невозможно учесть все случайности. Поэтому и говорят о том, что деньги надо чувствовать.

Западный человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учёба продолжается всю жизнь. Папа- миллионер, а сын стоит у конвейера и заворачивает гамбургеры, или ремонтирует машины, или торгует газетами, зарабатывая себе на каникулы. Это не жестокость, не жадность, а норма жизни. На западе деньги – воспитательное средство.

Маргарет Тетчер в детстве всё свободное время простояла за прилавком, но игрушек и обновок почти не видела. Просто её отец считал, что всего она должна добиться самостоятельно.

В 90-е годы 19 столетия электрическая компания в Детройте приняла на службу молодого механика с жалкой оплатой в $11 в неделю. Он работал по 10 часов день, а вечером уединялся в старом сарайчике. Соседи называли его чокнутым. После трёх лет упорного труда этот парень выехал из сарайчика в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. А парня звали Генри Форд.

В нашей стране ситуация несколько иная. Много лет у нас говорили о том, что деньги – зло. Сегодняшнее же мнение – что деньги – самое главное в жизни, что за деньги можно купить всё. А самое печальное то, что люди, считающие деньги способными сделать всё, сами готовы сделать всё за деньги.

Любимый разговор наших сограждан – денежные дела, трудности семейного быта, возможности заработка. Хоть мы и переживаем непростое время и жалобы на бедность понять можно, но идея недостатка денег настолько захватывает человека, что мешает сосредоточиться на плодотворной деятельности. Человек так привыкает быть бедным, что даже если ему удаётся разбогатеть, то он либо быстренько избавляется от богатства, либо просто продолжает считать себя бедным. Нужно всегда помнить о том, что фиксируясь на неудачах, мы семи закрываем себе дорогу наверх.

Кто-то сказал, что если сегодня с утра раздать всем людям по 100 рублей, то уже к обеду окажется, что у одних денег больше ста рублей, а у других – меньше. Если бы знать заранее в число кого ты попадёшь… Попробуйте определить, можете ли вы подружиться с деньгами.

Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например – здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами. Далеко не всё на свете продаётся и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

Нужно помнить, что не деньги сами по себе приносят счастье, как считалось на протяжении многих лет, а отношение человека к ним. Общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление смыслом всей своей жизни и, тем более, не использовать для этого нечестные, но весьма соблазнительные методы. Культура общения с деньгами – это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений между людьми, в которых так или иначе используются деньги. Именно такая мысль заложена в заповедях русских купцов, которые не утратили своей актуальности и наши дни и о которых неплохо было бы знать современным предпринимателям.

Стенгазета

Нам конечно же не стоит рассчитывать на то, что в кармане появится неразменный рубль. Да и с неба деньги далеко не каждый день падают. Вот как например решил свои финансовые проблемы один 10-ти летний мальчик. Родители наняли ему репетитора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок сильно не высыпается, но по английскому языку даёт грандиозные успехи. Оказалось, что к репетитору он давно уже не ходит, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдаёт под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель.

Конечно не обязательно отдавать деньги под проценты друзьям. Но уже сейчас вам надо задумываться, откуда берутся деньги. Если у родителей денег хватает и беспокоится не о чем – попытайтесь представить, что совсем скоро вы станете взрослыми, самостоятельными людьми и брать деньги у мамы с папой будет просто стыдно. А значит надо самим научиться чему-то, что поможет вам зарабатывать. Образование, кстати, получить тоже имеет смысл. Не для родителей, для вас.

И кто-то по-прежнему будет «гибнуть за металл», а кто-то мечтать о гибели самого «металла». Но реальность такова, что общий язык с деньгами нужно найти каждому из вас. В любом случае нужно помнить, что «деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Эту мысль высказал английский философ Френсис Бэкон около 400 лет назад.

И если вы начнёте зарабатывать деньги, создавая что-нибудь своими руками, у вас появится чувство, которое может принести огромную радость: чувство уважения к себе, гордость собой. Самое главное богатство, которое, кстати, никуда не денется.

Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. А чтобы уже сейчас вы могли оценить свои возможности, предлагается задание. Представьте, что у вас появилась возможность получить работу, которая вам нравится. Но есть и другие претенденты. Попробуйте составить краткое резюме, в котором нужно указать основные свои достоинства, что вы умеете и какими возможностями располагаете, сколько хотели бы получать за эту работу. Резюме должно быть чётким, лаконичным.

 

Классный час « Мы- граждане России»

Цель: формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно- нравственном смысле понятия “гражданин”.

Форма: классный час – размышление.

Информация к размышлению:

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись.

Н.С. Тургенев.

Ход классного часа.

1. Вступительное слово: Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего занятия “ Мы- граждане России!” Я предлагаю Вам поразмышлять о том, кто такой “гражданин”, что значит для каждого человека Отечество, Родина, Россия, какие качества личности отличают настоящего гражданина своего Отечества.

Каждый из нас, живущих в обществе играет определённую роль, а может и несколько ролей. Кто-то рабочий, кто-то учитель, продавец, водитель, ученик, сын, дочь, брат и т. д.И вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами – граждане великой России!

2.Обмен мнениями:

В каких случаях мы слышим слово “гражданин”?

Кого можно назвать настоящим сыном своего Отечества?

3.Ребята, понятие “ гражданин”имеет юридическое и нравственное толкование.

В юридическом смысле “гражданин”- это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства – Конституцией Российской Федерации.

Какие важнейшие права вы можете назвать?

(право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести и т.д.)

Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.

Что относится к основным обязанностям гражданина России?

·                     соблюдать Конституцию и законы России.

·                     Уважать права и свободы других людей.

·                     Защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о детях, их воспитании. Образовании, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

·                     В полном обьёме гражданин России может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

А можно ли вас назвать гражданами России?

По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей. Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека, в которой записано: “ Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства”.

4. Знакомство с законом о гражданстве.

В законе говориться: ( ст.9,12) Если ребенок родился у родителей, являющихся гражданами РФ, он становится гражданином РФ независимо от того места, где он появился на свет.

По общему правилу гражданство детей, не достигших 14 лет, следует гражданству родителей, т.е. при изменении гражданства родителей изменится и гражданство детей. А вот у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет при изменении гражданства необходимо спрашивать их согласие.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране ёще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.

Подумайте и скажите. В чем проявляется забота государства о вас, как о своих гражданах? (ответы детей)

5.А теперь попытаемся понять, в чем духовно-нравственный смысл понятия “ гражданин”?

Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение “ гражданин”, сколько его духовно- нравственный смысл. Вспомним строки Н. Некрасова: “ Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”.

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.

На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающий в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, а годы суровых испытаний, не задумываясь отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам “ загадочную русскую душу”.

Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни, когда Россия переживает не самые легкие времена и многие с пренебрежением, высокомерием, равнодушием относятся к Отечеству.

Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в Октябре 2002 года.

В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей.

Спустя сутки террористы отпустили группу детей. Одна девочка, выходя из здании, прижимала к себе плюшевую игрушку. Ее мама в тот момент оставалась в плену.

Трагические события в Москве показали России ее настоящих героев. Это не только бойцы спецназа, но и те, кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осажденном здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей.

Потом доктор Рошаль, побывавший не в одной “горячей точке” и спасший сотни детских жизней, расскажет журналистам: “ Бандиты разговаривали жестко, очень жестко. У человека перитониальные боли в животе- надо делать операцию, иначе умрет.” Ну и что, – говорит один. Я его сам пристрелю, чтобы быстрее умер”. И что это так показала жизнь.

Душное помещение, все время горит свет. Более 900 человек прикованы к своим креслам. Нельзя вставать, передвигаться, спорить. На них нацелены автоматы, и женщины_ террористки в любую секунду готовы нажать на кнопку. Вот то, что увидел Л. Рошаль, когда вошел в здание. Неизбежный расстрел заложников террористы репетировали при нем. Но заложники держались мужественно. Однако для 130 заложников этот мюзикл стал последним.

“Я вообще ничего не боюсь”,- повторяет Леонид Рошаль. Не боялся, когда после его 6 часов не выпускали из здания, когда после этого пришлось оперировать раненого в кисть боевика”.

“Когда они не отдавали наших детей, и мы стали говорить об отношении к детям, я сказал, что имею право говорить об этом. Я лечил всяких детей, в том числе и чеченских”.-“ как чеченских?”-“ Вот так, во время первой чеченской войны. В Ачхой-Мартане, в Гудермесе. Если не верите, позвоните по телефону, у вас же есть телефоны, и спросите, кто такой Рошаль и что он делал у вас”

Вместе с доктором Рошалем фактически под дулом автоматов оказывали помощь заложникам врачи М.А. Школьникова,Ф. Шахова, А. Панов, В.Пономарев и погибший после штурма О. Маргеламов. Их доктор Рошаль настоящими героями. А о себе профессор, доктор медициских наук, хирург с мировым именем сказал так: “ Я не герой, таких как я, сотни”.

После “Норд –Оста” Рошалю была вручена премия “Национальный герой”. Известный на весь мир доктор Рошаль за свою жизнь сделал около 20 тыс.операций детям. Созданная им бригада международной скорой помощи десятки раз вылетала спасать детей в разные точки планеты. Леонид Рошаль был и в Беслане в сентябре 2004г, все 3 дня провел у стен захваченной террористами школы вместе со страдающими родителями.

Террористы появились как из под земли. Около школы остановился военный грузовик, из кузова посыпались люди, стрелявшие в воздух и кричавшие “ Аллах Акбар!”. Террористы согнали перепуганную толпу людей на задний двор, из которого не было выхода, а затем в спортзал. “ Это захват. Вы взяты в заложники! Всем молчать”- сказал один из террористов.

Двое других начали доставать из рюкзаков провода и тросы, бомбы разных размеров. Подвешивать заряды террористы заставили самых высоких среди заложников. Систему подвесов разработали с зловещей изобретательностью: между баскетбольными кольцами были натянуты тросы, а уже к ним были на крюках привешены бомбы.

В зале стоял детский плач. “ Заткните их, или я их сам успокою”- сказал один из бандитов, направляя автомат на младенцев.

Одна из женщин попросила у них воды и бинтов для раненого мужчины. “Для вас ничего нет, ни воды, ни еды. Сядь на место и заткнись”- ответил боевик. Тянулись страшные, вечные часы плена. Леонид Рошаль переговаривая с боевиками по телефону говорил: “Пустите меня, я врач мне нужно посмотреть в каком состоянии дети. Я приду с лекарствами, чтобы помочь! Но террористы бросали трубку, надо было снова звонить. Всю ночь 2 сентября доктор вел переговоры с террористами, однако бандиты отказывались принять воду и медикаменты. “ Горцы так не поступают!”- сказал террористам детский врач. На следующий день удалось освободить 26 женщин и детей.

Эта трагедия шокировала весь мир. Она оборвала 333 жизни, в основном детей, сломала судьбы тысяч людей. Леонид Рошаль взывал к мудрости осетинского, ингушского и чеченского народов, чтобы не допустить войны между братскими народами на Кавказе.

6.Размышление.

Ребята, что вы думаете о деятельности этого человека. Можно ли назвать его настоящим гражданином своего Отечества? Какие качества личности Леонида Рошаля позволяют вам так думать? .

Конечно ребята, в нашей жизни и в истории нашего отечества мы можем встретить много ярких примеров настоящей гражданственности.

Означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать, только того, кто защищал детей, женщин, стариков в чрезвычайных ситуациях?

Можно ли в повседневной жизни проявить свою гражданскую позицию? Как?

7.Тренинг.

Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.

У соседей случился пожар…

Срочно потребовалось сдать кровь больному…

Возникла необходимость съездить за лекарствами постороннему человеку…

8.Можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками? .

Ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым островкам своего города.

Молодые люди участвуют в восстановлении храма.

Ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.

9.Размышление о Родине.

Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина ?

Цветущие сады и ласковое море? Но вокруг и незасеянные поля, и мусор по обочинам дорог встречается. Одни живут в покосившихся хатах и тесных “ хрущебах”, а другие строят особняки- дворцы. Молодые парни гибнут в Чечне, а в мирных городах звучат бандитские выстрелы. Что же… все это Родина? И гражданин должен все это любить и понимать? Очень сложные вопросы. Невозможно любить помойки, понимать тяжелое положение стариков и огромную разницу в доходах.

Но гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды. Он следит за всеми изменениями в стране по телевидению и газетам. Он хочет перемен к лучшему.

Но знать и хотеть мало. Гражданин действует.

Он понимает, что без его действий ничего не изменится. А что, скажете вы, может сделать школьник, во всем зависящий от родителей? Оказывается много!

10.Приведите примеры гражданского поведения.

Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть как гибнет природа его родного края- он работает в экологическом отряде и сажает деревья. Он помогает содержать в порядке свой двор и никогда не бросает бумажки на землю. Вечером в парке он не сидит с ногами на скамейке и не разламывает ее перед уходом.

Гражданин хранит прошлое своей страны и участвует в восстановлении памятников старины

Гражданин понимает, что люди никогда не были равны и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.

11.Ребята, подумайте, а как можно воспитать в себе качества настоящего гражданина?

( Уважать законы. Быть честным, трудолюбивым, смелым, целеустремленным Уважать права других людей, быть добрым, нести ответственность за свои поступки ит.д.)

Вывод.

Таким образом, гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных ситуациях Все зависит от самого человека, его гражданской позиции. Стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо своей Родины, ибо каждый должен понимать, что “ Россия без нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись”.

Спасибо, дорогие ребята за то, что у вас есть добрая струна отзывчивости, ответственности. И я уверенна, что вы станете настоящими гражданами России.

Спасибо за работу, желаю вам всего доброго!

 

 

Литература:

 

1.                  Андреева Г.М. Социальная психология. М, 2004.

2.                  Белинская Е.П. Исследования личности: традиции и перспективы./Социальная психология в изменяющемся мире/ Под ред. Г.М.Андреевой, А.И. Донцова. М., 2002

3.                  Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход. СПб, 2005.

4.                  Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н. Идентичность в норме и патологии. Новосибирск. 2000.

5.                  Майерс Д. Социальная псхиология. СПб, 2000.

6.                  Психология. Словарь /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1998.

7.                  Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н / Д, 1999.

8.                Аксёнова Нина Ивановна  социальный педагог