Меню сайта

 

Выступление на

 

XVI Международной научно-практиченской конференции «Технологическое образование сельского ребёнка»

 

 

Орлов Николай Николаевич   – учитель технологии МОУ Бурмакинской средней общеобразовательной школы №2                     

 

Предмет «Технология» и детское  техническое  творчество  в системе дополнительного образования одна  из  наиболее  актуальных  форм  работы  со  школьниками. Специфика  этого  направления  в  том,  что  им  интересуются   исключительно  мальчики.  Более  половины  из  них  дети,  находящиеся  в  трудной  жизненной  ситуации,  дети  из неполных  малообеспеченных  семей.  Работая  в  данном  направлении,  мы  выполняем  ещё  и  важные  социальные  функции,  восполняя  проблемы  семейного  воспитания.

Приобретая  технические  навыки  и  мастерство,  подростки  становятся  более  дисциплинированными,  стремятся  к  получению  более  глубоких  знаний  по  математике,  черчению,  физике  и  другим  предметам.

Цель деятельности  - посредством технического творчества формирование у воспитанников навыков  творческого  образного  мышления,  необходимых  для  социализации  и  инкультуризации.

 

Задачи:

-  развитие  технических  навыков у воспитанников;

-  активизация  исторической  памяти;

- нравственное  воспитание  подрастающего  поколения.

Я сталкиваюсь с ежечасной проблемой  – незадействованности и незаинтересованности многих детей  в социально-преобразовательной  и  трудовой  практике. Апатия, нежелание и неумение трудиться, отсутствие практики самоорганизации досуга и многое другое являются в том числе и негативным проявлением бездуховности. «Технология»  представляет  универсальную  возможность  соединить  как  творческую,  так  и  практикоориентированную  деятельность  детей  и  молодёжи. Задача состоит в том, чтобы придать этой работе ценность,  нравственность, пробудить историческую память и уважение к труду.

Использование  методов  технического  творчества  позволяет  не  только  активизировать  историческую  память,  но  и  придать  нравственные  основания  этой  деятельности.

Итак, я хочу рассказать, как используется предмет «Технология» и техническое творчество в процессе воспитания на основе традиций и ремесел жителей Некрасовского муниципального района.

По воле судьбы в 1985 году начал работать учителем  трудового обучения в Некрасовской школе,  а с 2007 года учителем технологии в Бурмакинской средней общеобразовательной школе №2.

Окунувшись в работу и увидев, что одних только уроков ребятам недостаточно, я понял, что подросткам необходим технический кружок, где они могли бы реализовать свои творческие планы, свои детские идеи. Задача эта архисложная. Кружок должен быть не только интересным, но и престижным.

 

Поначалу я организовал автомодельный кружок. Мы с ребятами изготавливали гоночные кордовые автомодели класса АС-1,  АС-2, с которыми участвовали в областных, межрегиональных соревнованиях по автомодельному спорту, а далее вышли на первенство России, вошли в состав сборной области. Заслужили немало наград и призовых мест. Один из моих учеников был четвертым на первенстве России. Это было огромное достижение нашего объединения. Этот вид технической деятельности был очень дорогой. Кружок прекратил свою деятельность в связи с экономическими проблемами, о которые разбились многие хорошие идеи и начинания середины девяностых годов. 

Начались новые поиски, тогда я и организовал кружок «Умелые руки». Занялись резьбой по дереву. Заниматься этим видом деятельности ребята начали с интересом. Очень много выполнили резных работ, оформили ими фойе  школы,  кроме того, изготовили  резные  цветочницы,   подсвечники,  бра,  пасхальные  сувениры  и  многое  другое. Кружок успешно развивался. Многие ребята из этого поколения нашли в этом свое хобби.

 Зимой 2005 года нам пришла идея изготовить  диораму  на  военно-патриотическую  тему, она получила название  «Бой  местного  значения»  в  честь  шестидесятой   годовщины  Победы  нашего  народа  в  Великой  Отечественной  войне. Пришлось изучить много литературы, посмотреть картин, познакомиться с боевым уставом сухопутных войск и тактикой ведения боевых действий, встречаться, беседовать с ветеранами, они охотно делились воспоминаниями, давали консультации.  В этой работе ребята нашли применение своим идеям, изготавливали самолеты, пушки, блиндажи, окопы, рельеф местности. Мы с огромным интересом занимались несколько месяцев этой работой, и ко Дню Победы получилась отличная композиция.

С ней мы участвовали во многих конкурсах, где занимали призовые места. Сейчас эта композиция занимает достойное место в музее боевой славы Некрасовской школы.

И снова мы в поиске. Хочется создать что-то новое необычное. В это время в школьную программу вводят новый предмет «Истоки» – это история нашего Отечества, его корней. Тогда опять я вспомнил своего деда. Он в 50-60 годы был старостой храма в селе Старое Воскресенье. Вспомнил его быт, его избу, уклад жизни. А ведь мои ученики этого совершенно не знают, не знают нашу средневековую историю, предметов домашнего обихода, домашней утвари, старых орудий труда. И мы решили создать макет «Русской избы» со всеми предметами быта. И чтоб этот макет стал учебно-методическим пособием по программе «Истоки». Над этим пособием мы трудились около двух лет. Это наша коллективно творческая работа. Много времени заняла подготовка к работе. Ребята изучили много литературы, первоисточников. А сколько ребятишки узнали нового о нашей истории, наших корнях! Сначала мы изготовили избу со всеми атрибутами. Здесь можно увидеть и резной наличник, и красный угол с образами, и жернова, светец, печь с полатями, молодуху с ребенком, ведра, коромысло, конскую сбрую, стойку для животных. На второй год смастерили двор с поветью и взвозом, стойла для животных, орудия для обработки земли: соху, борону суковатку, т.е. все как было в старину. Сейчас макет избы находится в музее быта Некрасовской школы. Она востребована, постоянно в работе.

Макет «Русской избы» мы выставляли на все выставки в городе Ярославле. Наша работе отмечена дипломами I и II степени. О наших заслугах писали в средствах массовой информации.

В 2006 году в нашем поселке был создан Центр детского творчества «Созвездие, где я стал работать по совместительству педагогом дополнительного образования и вести кружок «Умелец» с теми же ребятами. Задачи передо мной стояли те же. Параллельно я стал работать с детьми Бурмакинской школы №2. С ними мы изготовили макет «Северное поселение» с ветряной мельницей, которая сама улавливает ветер. Этот экспонат выполнен по мотивам Кижского музея заповедника деревянного зодчества. И снова участие  выставка, конкурсах в областном масштабе в номинации «Архитектурное моделирование». Занимаем второе место в областной выставке технического творчества обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей, посвященной 90-летию государственной системе дополнительного образования детей и I место в областной выставке «Красота рукотворная».

В 2008 году мы приняли участие, защищая честь Некрасовского муниципального района, в межрегиональном фестивале народных художественных промыслов и ремесел «Ярославский базар 2008». В этом фестивале участвовали учащиеся Некрасовской школы и Бурмакинской школы №2. Ребята Некрасовской школы кроме показа изделий провели мастер-класс по изготовлению солонок на токарном станке. За умелое проведение мастер-класса ребята награждены поездкой в Москву на выставку ярмарку художественных промыслов России «Ладья – 2008». Участники отмечены дипломами правительства Ярославской области, мэрии города Ярославля, департамента промышленности предпринимательской деятельности и губернатора Ярославской области.

Районная выставка «Учитель – ученик», «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», которая открылась в 2008 году в районном музее – подведены и обобщены мои творческие мысли и идеи. О работе выставки снят видеоролик, где отражена вся творческая работа коллектива. В 2008 году снят ролик телекомпаний «Ярославия», он транслировался в программе «Вести Ярославль».

     Начиная  с  2008  года,  мы  занялись  изучением  истории  родного  края.  Наш  посёлок  Некрасовское  раньше  назывался  посад «Большие  Соли».  В  посаде  в    XVXVIII    веках  было  развито  солеварение.  О развитии  солеварения  хорошо  рассказано  экскурсоводом  музея  Копыловой  Н. В.

    Собрав  исторический  материал  с  ребятами  Бурмакинской  школы №2,  мы  изготовили  диораму  «Солёный  остров  с  солеварней».  Макет  получился  в  том  виде,  каким  был  в  старину,  постарались не  отступить  от  фактов  истории.  Макет  солеварни  мы  подарили  в  Некрасовский  районный краеведческий музей.  Момент  дарения  показан  в  электронном  приложении.  Сейчас  этой  композицией  могут  любоваться  посетители  музея  и  изучать,  видеть   историю,  видеть  её  такой,  какая  она  была  в  те  далёкие  времена.

 

     О  развитии  солеварения  в  районе  снят  фильм  телеканалом  «Культура»,  в  нём  достойное  место  заняла  и  наша  панорама.  Сюжет  об  этом вышел  в  эфир  в  июне  2010  на  телеканале  «Культура»  в  программе  «Сферы». 

     На  этом  наша  работа  не  остановилась.  С  ребятами   Бурмакинской  школы  занялись  изучением  истории  села  Бурмакино.

     В  XVIII  веке  село  Бурмакино  славилось  торговлей  и  крестьянскими  промыслами.  Особое  развитие  здесь  получило  кустарное  производство  металлических  изделий:  конской  упряжи,  гвоздей,  цепей,   мелких  железных  изделий.  Десятки  маленьких  сельских  кузниц  ютились  на  окраине  села  по  берегу    реки  Туношны.  С  малолетства,  привыкая  к  кузнечному  делу,  крестьяне  Бурмакино  были  прекрасными  мастерами  своего  «огненного  ремесла».  Далеко  по  России  шла  слава  об  умелых  кустарях.

      Мы  решили  в  память  о  тех  далёких  временах    изготовить  макет  кузницы.  В  этой  работе  мы  изобразили  кузницу  такой,  какой  она  была  в  те  далёкие  времена. В  центре  кузницы  расположен  горн,  слева  меха,  справа  от   горна  лежат  запасы  угля,  установлены  так  же  кузнечные  тиски,  ящик  с  инструментом  и  чан  для  охлаждения  изделий.  В  центре  у  наковальни  -  кузнец  и  помощник.  По  стенам  развешаны  изготовленные  детали  и  изделия:  подковы,  стремена,  удила,  серпы,  косы  и т.д.  Слева  от  кузницы  расположен  станок  для  ковки  лошадей.  Стоит  кузница  на  берегу  реки  Туношонки.

 

     На  эту  работу  мы  получили  благословение  от  отца  Андрея – настоятеля  храма  Воскресенья  Христова  в  Бурмакино.  Приступая  к  работе,  мы  встретились  со  старожилами  села  Бурмакино.   

     В  2010  году  мы  участвовали  в  областной  выставке  детского  технического  творчества.  Работа  получила  диплом    II  степени  в  номинации  «Архитектурное  моделирование».

 

     Таков  итог  работы  ребят  кружка  «Умелец»  Центра детского творчества «Созвездие» Некрасовской  и  Бурмакинской школы №2. 

 

     Я  награждён  Дипломом  Лауреата  премии  Губернатора  в  сфере  образования  за  2009 год  за  развитие  детского  технического  творчества  в   Некрасовском  муниципальном  районе. В 2010 году участвую во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя», стал победителем областного этапа.                      

     Большое  внимание  в  своей  работе  я  уделяю  работе  с  родителями.  Провожу  родительские  собрания.  Собираемся  мы  два  раза  в  год.  Они  очень  хорошо  откликаются  на  мой  призыв. Родители помогают  в  работе  всем,  чем  могут:  инструментом,  материалами,  часто  приходят  сами  на  занятия  поработать  вместе  с  детьми.  Прослеживается  взаимосвязь  учитель-ученик-родитель.  Этому  сотрудничеству  подвластно  всё.  А  главное,  родители  знают,  что  их  дети  занимаются  полезным делом,  это  пригодится  и  в  дальнейшей  жизни.  И  когда  у  ребёнка  появляются  первые  результаты,  родители  этим  гордятся.  Бывают  и  такие  ситуации,  что  родители  обращаются  за  помощью,  повлиять  на  ребёнка,  помочь  ему  в  трудную  минуту.  Тут  я  прикладываю  все  свои  усилия,  и  мы  добиваемся    положительного  результата.  В  таком  сотрудничестве  всегда  всё  ладно  и  учёба,  и  дисциплина.

 

          И  ещё  хочется  сказать,  что  дополнительное  образование  необходимо,  и,  особенно,  техническое  направление,  хотя  оно  очень  затратное  и  требует  больших  финансовых  вливаний.  В  век  нанотехнологий  нельзя  отрывать  ребёнка  от  передовой  технической  мысли.  Можно  делать  что-то  из  бросовых  материалов,  бумаги,  но  это не техническое  творчество,  а  начальное  моделирование.  Техническое  направление  образования  необходимо  ребёнку,  потому  что  там  он  занимается  интересным делом,  становится  успешным,  независимым,  а  это  именно  то,  что  нужно  подрастающему  поколению.