Выступление на
XVI Международной научно-практиченской конференции «Технологическое образование сельского ребёнка»
Орлов Николай Николаевич – учитель технологии МОУ Бурмакинской средней общеобразовательной школы №2
Предмет «Технология» и детское техническое творчество в системе дополнительного образования одна из наиболее актуальных форм работы со школьниками. Специфика этого направления в том, что им интересуются исключительно мальчики. Более половины из них дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети из неполных малообеспеченных семей. Работая в данном направлении, мы выполняем ещё и важные социальные функции, восполняя проблемы семейного воспитания.
Приобретая технические навыки и мастерство, подростки становятся более дисциплинированными, стремятся к получению более глубоких знаний по математике, черчению, физике и другим предметам.
Цель деятельности - посредством технического творчества формирование у воспитанников навыков творческого образного мышления, необходимых для социализации и инкультуризации.
Задачи:
- развитие технических навыков у воспитанников;
- активизация исторической памяти;
- нравственное воспитание подрастающего поколения.
Я сталкиваюсь с ежечасной проблемой – незадействованности и незаинтересованности многих детей в социально-преобразовательной и трудовой практике. Апатия, нежелание и неумение трудиться, отсутствие практики самоорганизации досуга и многое другое являются в том числе и негативным проявлением бездуховности. «Технология» представляет универсальную возможность соединить как творческую, так и практикоориентированную деятельность детей и молодёжи. Задача состоит в том, чтобы придать этой работе ценность, нравственность, пробудить историческую память и уважение к труду.
Использование методов технического творчества позволяет не только активизировать историческую память, но и придать нравственные основания этой деятельности.
Итак, я хочу рассказать, как используется предмет «Технология» и техническое творчество в процессе воспитания на основе традиций и ремесел жителей Некрасовского муниципального района.
По воле судьбы в 1985 году начал работать учителем трудового обучения в Некрасовской школе, а с 2007 года учителем технологии в Бурмакинской средней общеобразовательной школе №2.
Окунувшись в работу и увидев, что одних только уроков ребятам недостаточно, я понял, что подросткам необходим технический кружок, где они могли бы реализовать свои творческие планы, свои детские идеи. Задача эта архисложная. Кружок должен быть не только интересным, но и престижным.
Поначалу я организовал автомодельный кружок. Мы с ребятами изготавливали гоночные кордовые автомодели класса АС-1, АС-2, с которыми участвовали в областных, межрегиональных соревнованиях по автомодельному спорту, а далее вышли на первенство России, вошли в состав сборной области. Заслужили немало наград и призовых мест. Один из моих учеников был четвертым на первенстве России. Это было огромное достижение нашего объединения. Этот вид технической деятельности был очень дорогой. Кружок прекратил свою деятельность в связи с экономическими проблемами, о которые разбились многие хорошие идеи и начинания середины девяностых годов.
Начались новые поиски, тогда я и организовал кружок «Умелые руки». Занялись резьбой по дереву. Заниматься этим видом деятельности ребята начали с интересом. Очень много выполнили резных работ, оформили ими фойе школы, кроме того, изготовили резные цветочницы, подсвечники, бра, пасхальные сувениры и многое другое. Кружок успешно развивался. Многие ребята из этого поколения нашли в этом свое хобби.
Зимой 2005 года нам пришла идея изготовить диораму на военно-патриотическую тему, она получила название «Бой местного значения» в честь шестидесятой годовщины Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Пришлось изучить много литературы, посмотреть картин, познакомиться с боевым уставом сухопутных войск и тактикой ведения боевых действий, встречаться, беседовать с ветеранами, они охотно делились воспоминаниями, давали консультации. В этой работе ребята нашли применение своим идеям, изготавливали самолеты, пушки, блиндажи, окопы, рельеф местности. Мы с огромным интересом занимались несколько месяцев этой работой, и ко Дню Победы получилась отличная композиция.
С ней мы участвовали во многих конкурсах, где занимали призовые места. Сейчас эта композиция занимает достойное место в музее боевой славы Некрасовской школы.
И снова мы в поиске. Хочется создать что-то новое необычное. В это время в школьную программу вводят новый предмет «Истоки» – это история нашего Отечества, его корней. Тогда опять я вспомнил своего деда. Он в 50-60 годы был старостой храма в селе Старое Воскресенье. Вспомнил его быт, его избу, уклад жизни. А ведь мои ученики этого совершенно не знают, не знают нашу средневековую историю, предметов домашнего обихода, домашней утвари, старых орудий труда. И мы решили создать макет «Русской избы» со всеми предметами быта. И чтоб этот макет стал учебно-методическим пособием по программе «Истоки». Над этим пособием мы трудились около двух лет. Это наша коллективно творческая работа. Много времени заняла подготовка к работе. Ребята изучили много литературы, первоисточников. А сколько ребятишки узнали нового о нашей истории, наших корнях! Сначала мы изготовили избу со всеми атрибутами. Здесь можно увидеть и резной наличник, и красный угол с образами, и жернова, светец, печь с полатями, молодуху с ребенком, ведра, коромысло, конскую сбрую, стойку для животных. На второй год смастерили двор с поветью и взвозом, стойла для животных, орудия для обработки земли: соху, борону суковатку, т.е. все как было в старину. Сейчас макет избы находится в музее быта Некрасовской школы. Она востребована, постоянно в работе.
Макет «Русской избы» мы выставляли на все выставки в городе Ярославле. Наша работе отмечена дипломами I и II степени. О наших заслугах писали в средствах массовой информации.
В 2006 году в нашем поселке был создан Центр детского творчества «Созвездие, где я стал работать по совместительству педагогом дополнительного образования и вести кружок «Умелец» с теми же ребятами. Задачи передо мной стояли те же. Параллельно я стал работать с детьми Бурмакинской школы №2. С ними мы изготовили макет «Северное поселение» с ветряной мельницей, которая сама улавливает ветер. Этот экспонат выполнен по мотивам Кижского музея заповедника деревянного зодчества. И снова участие выставка, конкурсах в областном масштабе в номинации «Архитектурное моделирование». Занимаем второе место в областной выставке технического творчества обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей, посвященной 90-летию государственной системе дополнительного образования детей и I место в областной выставке «Красота рукотворная».
В 2008 году мы приняли участие, защищая честь Некрасовского муниципального района, в межрегиональном фестивале народных художественных промыслов и ремесел «Ярославский базар 2008». В этом фестивале участвовали учащиеся Некрасовской школы и Бурмакинской школы №2. Ребята Некрасовской школы кроме показа изделий провели мастер-класс по изготовлению солонок на токарном станке. За умелое проведение мастер-класса ребята награждены поездкой в Москву на выставку ярмарку художественных промыслов России «Ладья – 2008». Участники отмечены дипломами правительства Ярославской области, мэрии города Ярославля, департамента промышленности предпринимательской деятельности и губернатора Ярославской области.
Районная выставка «Учитель – ученик», «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», которая открылась в 2008 году в районном музее – подведены и обобщены мои творческие мысли и идеи. О работе выставки снят видеоролик, где отражена вся творческая работа коллектива. В 2008 году снят ролик телекомпаний «Ярославия», он транслировался в программе «Вести Ярославль».
Начиная с 2008 года, мы занялись изучением истории родного края. Наш посёлок Некрасовское раньше назывался посад «Большие Соли». В посаде в XV – XVIII веках было развито солеварение. О развитии солеварения хорошо рассказано экскурсоводом музея Копыловой Н. В.
Собрав исторический материал с ребятами Бурмакинской школы №2, мы изготовили диораму «Солёный остров с солеварней». Макет получился в том виде, каким был в старину, постарались не отступить от фактов истории. Макет солеварни мы подарили в Некрасовский районный краеведческий музей. Момент дарения показан в электронном приложении. Сейчас этой композицией могут любоваться посетители музея и изучать, видеть историю, видеть её такой, какая она была в те далёкие времена.
О развитии солеварения в районе снят фильм телеканалом «Культура», в нём достойное место заняла и наша панорама. Сюжет об этом вышел в эфир в июне 2010 на телеканале «Культура» в программе «Сферы».
На этом наша работа не остановилась. С ребятами Бурмакинской школы занялись изучением истории села Бурмакино.
В XVIII веке село Бурмакино славилось торговлей и крестьянскими промыслами. Особое развитие здесь получило кустарное производство металлических изделий: конской упряжи, гвоздей, цепей, мелких железных изделий. Десятки маленьких сельских кузниц ютились на окраине села по берегу реки Туношны. С малолетства, привыкая к кузнечному делу, крестьяне Бурмакино были прекрасными мастерами своего «огненного ремесла». Далеко по России шла слава об умелых кустарях.
Мы решили в память о тех далёких временах изготовить макет кузницы. В этой работе мы изобразили кузницу такой, какой она была в те далёкие времена. В центре кузницы расположен горн, слева меха, справа от горна лежат запасы угля, установлены так же кузнечные тиски, ящик с инструментом и чан для охлаждения изделий. В центре у наковальни - кузнец и помощник. По стенам развешаны изготовленные детали и изделия: подковы, стремена, удила, серпы, косы и т.д. Слева от кузницы расположен станок для ковки лошадей. Стоит кузница на берегу реки Туношонки.
На эту работу мы получили благословение от отца Андрея – настоятеля храма Воскресенья Христова в Бурмакино. Приступая к работе, мы встретились со старожилами села Бурмакино.
В 2010 году мы участвовали в областной выставке детского технического творчества. Работа получила диплом II степени в номинации «Архитектурное моделирование».
Таков итог работы ребят кружка «Умелец» Центра детского творчества «Созвездие» Некрасовской и Бурмакинской школы №2.
Я награждён Дипломом Лауреата премии Губернатора в сфере образования за 2009 год за развитие детского технического творчества в Некрасовском муниципальном районе. В 2010 году участвую во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя», стал победителем областного этапа.
Большое внимание в своей работе я уделяю работе с родителями. Провожу родительские собрания. Собираемся мы два раза в год. Они очень хорошо откликаются на мой призыв. Родители помогают в работе всем, чем могут: инструментом, материалами, часто приходят сами на занятия поработать вместе с детьми. Прослеживается взаимосвязь учитель-ученик-родитель. Этому сотрудничеству подвластно всё. А главное, родители знают, что их дети занимаются полезным делом, это пригодится и в дальнейшей жизни. И когда у ребёнка появляются первые результаты, родители этим гордятся. Бывают и такие ситуации, что родители обращаются за помощью, повлиять на ребёнка, помочь ему в трудную минуту. Тут я прикладываю все свои усилия, и мы добиваемся положительного результата. В таком сотрудничестве всегда всё ладно и учёба, и дисциплина.
И ещё хочется сказать, что дополнительное образование необходимо, и, особенно, техническое направление, хотя оно очень затратное и требует больших финансовых вливаний. В век нанотехнологий нельзя отрывать ребёнка от передовой технической мысли. Можно делать что-то из бросовых материалов, бумаги, но это не техническое творчество, а начальное моделирование. Техническое направление образования необходимо ребёнку, потому что там он занимается интересным делом, становится успешным, независимым, а это именно то, что нужно подрастающему поколению.