Тема: О молниях, змеях, собаках и прочем.
Цели: научить защищаться от природы, на практических примерах показать отрицательное влияние на жизнь человека, развивать логическое мышление и воображение, изучить правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой.
Оборудования: картинки – грибы, растения, солнышко, змеи, осы и пчёлы, корабль, Робинзон Крузо, туча, молния, собаки, кошки, сюжетные картины, компьютер, куски бумаги, линейки, тетради. учебники.
Ход урока.
1.Организация класса.
2. Проверка домашнего задания.
1) Работа по карточкам (3 учащихся)
Соедини стрелками.
Пустырь, парк, лес одно из самых опасных мест в доме
Трансформаторная будка здесь тебя может подстерегать
преступник
Балкон может быть смертельно опасной
Подоконник здесь нельзя прыгать, играть,
разводить огонь
Лифт одно из опасных мест в
окрестностях твоего дома
Стройплощадка не вставай на него, не сиди и не
лежи
2) Фронтальная работа. (по вопросам учебника с. 22)
3) Выставка условных знаков, нарисованных дома.
3. Работа над новым материалом.
1) Описание погоды.
2) Работа по теме «О молниях, змеях, собаках и прочем».
- Сегодня мы отправляемся в гости к Робинзону Крузо на этом замечательном корабле. Путешествие далекое, интересное, но достаточно опасное, т.к., на нашем пути могут встретиться всякие неожиданности!
Мы с вами на палубе. Светит яркое солнце, слепит глаза. Догадались, какая 1-ая опасность нас подстерегает?
1-ая опасность. Опасное солнце.
- Нужно ли опасаться солнца?
Учитель: Палящие солнечные лучи перегревают наш организм. Защищайте голову и шею от солнца. Что для этого нужно делать?
Дети: Надевать панамы и платочки, чтобы спастись от теплового удара, солнечного ожога.
- Назовите признаки солнечного ожога? (покраснение кожи, высокая температура, рвота, головная боль)
- Что при этом нужно сделать? (положить на обожженный участок холодный компресс, постоянно меняя его)
- Перед нами остров. Высаживаемся. Какой густой лес. Сколько здесь красивых растений! Могут ли она быть для нас опасными?
2-ая опасность. Ядовитые растения и грибы.
- Какие ядовитые растения и грибы вы знаете?
Рассказы детей и учителя о грибах и ягодах. (Картины появляются на экране компьютера)
Волчье лыко. – 1 ученик.
Красные душистые цветки и красные аппетитные ягоды очень привлекательны. Но не спеши собирать букет и пробовать на вкус его плоды. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом. Если ты случайно прикоснулся к нему, хорошо вымой руки с мылом. Даже животные обходят стороной волчье лыко.
Вороний глаз – 2 ученик.
Его ягода – сизовато-чёрного цвета, похожа на глаз вороны. Растение ядовито. Никогда не срывай и не бери в рот. Пройди мимо. Не любит солнечного света, на солнце погибнет. Животные вороний глаз обходят стороной. Птицы его склевывают, лечатся.
Дурман- 3 ученик.
Растёт на пустырях, свалках, в замусоренных оврагах, придорожных канавах. Он содержит неприятное ядовитое вещество. Колючки наносят раны.
Белена – 4 ученик.
Встречается по оврагам, пустырям, у жилищ, вдоль дорог. Растение ядовитое. При отравлении ею появляется головная боль, дыхание затрудняется, сердце бьётся учащённо, появляется сильное психическое расстройство и нервное возбуждение. Животные не едят это растение.
Ландыш – 5 ученик.
Листья тёмно-зелёные. Цветки-колокольчики белые. Цветет в первый раз в возрасте 7 лет. За свою долгую жизнь цветёт всего 2-3 раза. Плод – оранжево-красная ягода. Растение ядовито. Из листьев, цветков, семян – делают лекарства, которые укрепляют и улучшают работу сердца.
- Учитель: встречаются и ядовитые грибы, посмотрите на них.
- Желчный гриб (ложный белый) – двойник белого гриба. У белого гриба шляпка белая, мякоть на срезе остаётся белой. У его подражателя шляпка снизу розовая, на ножке черная сеточка, мякоть на срезе розовеет. В желчном грибе яда нет – просто он очень горький, как желчь.
Ложноопёнок – двойник опят, кирпично-красного цвета. Эти грибы часто растут рядом. Настоящий опенок появляется в конце лета. Ложноопёнок ядовит.
Бледная поганка – самый опасный из ядовитых грибов. Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно. Она похожа на шампиньон. Но у шампиньона пластинки розовые, а у поганки пластинки белые. Сверху шляпка зеленоватая.
Грибы-дождевики – У них нет шляпки и ножки. Молодые грибы очень вкусные и питательные. Как только в них начинают образовываться споры, мякоть становится желтоватой. Тогда есть грибы уже нельзя. Тем более нельзя есть зрелые грибы, они превращаются в «табакерку». Слегка заденешь его – и споры темным облачком летят по ветру. А теперь внимание! Бывает, разрежешь молодой дождевик, а он внутри не снежно-белый, а черно-фиолетовый. Значит, в руках к вас дождевик ложный. Он ядовит.
- Как избежать отравления ядовитыми грибами и ягодами?
Правила читают дети:
1) не собирай грибы и ягоды, которые не знаешь;
2) не собирайте те грибы, в съедобности которых есть хоть малейшие сомнения;
3) постоянно пополняй свои знания о грибах- тогда и сомнений не будет.
- Ребята, давайте вспомним, почему ранней весной нам не советуют гулять по лесу. Какое насекомое нам угрожает? (клещ)
- Что вы знаете про него? Найдите в учебнике и зачитайте как удалить клеща. (стр. 26)
- Мы с вами вышли на луг. Посмотрите, какая красота! Сколько насекомых!
3 опасность – Осы и пчёлы.
- Чем они опасны?
Пчела оставляет в ранке жало- мешок с ядом. Жало быстрее надо удалить. Промыть ранку водой с мылом. От боли и зуда может помочь лист подорожника, любой дезодорант от пота.
Если после укуса появятся признаки аллергии (большой отёк, тошнота), то надо обратиться к врачу, сперва вытащить жало.
- Как уберечь себя от укуса осы или пчелы?
- замереть, не дёргаться, не смахнуть;
- ярко не одеваться, не примут ли тебя пчёлы за цветок.
- Следующая опасность – змеи. Змеи пугливые существа, укусить могут только ради самозащиты.
4 опасность – Змеи.
- Если укусила змея, каковы признаки отравления?
- Место укуса отекает, бледность, головокружение, тошнота, рвота, слабый пульс, потеря сознания.
- Что при этом делать?
- полный покой, не двигаться;
- продезинфицировать ранку йодом или спиртом;
- дать тёплое питьё, и в больницу.
- Чёрная туча над нами нависла. Гром гремит, молния сверкает.
Следующая опасность – Гром и молния.
В глубокой древности грозы боялись все. Люди думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Но больше, чем молний, боялись они от раскатов грома.
- А как вы думаете, что опасней, гром или молния? (ответы детей).
Рассказ учителя о грозе и молнии.
Молния – это огромная электрическая искра. В считанные секунды пролетает она по небу несколько километров. Воздух раскаляется и объём его увеличивается. Происходит настоящий взрыв. Звук от него мы и называем громом.
Если искра слабая, то и взрыв слабый. Если ты дотронешься до своего друга, то почувствуешь лёгкий удар тока. С пальца соскакивает маленькая искра, и слышен лёгкий треск. Это разряд тока в воздухе.
От удара молнии вспыхивают здания и деревья.
- Почему гром гремит так долго?
Звук отражается от других туч и от земли. Это то же самое, что и эхо.
Гром – это звук от летящей молнии. Он убить не может, а вот молния – страшная. Поэтому грозу следует переждать в укрытии.
Попробуем сделать маленькую молнию. Потрём пластмассовую линейку о рукав шерстяного свитера или о волосы. Линейка наэлектризовалась. Она притягивает к себе маленькие кусочки бумаги.
Если поднести наэлектризованную линейку к металлической батарее, то электрический ток «перепрыгнет» на неё в виде маленькой искорки.
Вот мы и подошли к избушке Робинзона. Нас встречает говорящий попугай Гоша. Он интересуется, можете ли вы уберечься от ударов молний. На этот вопрос вы можете ответить , прочитав текст по учебнику.
Работа по учебнику с.23 – дети читают текст о молниях.
(ответы детей).
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По дорожке побежим
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнём
И опять пешком пойдём.
- Вот и Робинзон Крузо. Он приглашает нас в гости. В лесу, где живет Робинзон, много диких животных. Их надо опасаться. Но человек может пострадать и от домашних животных. Домашние животные, от которых не ожидаешь никакой опасности, могут нанести серьёзный вред твоему здоровью. Собака бывает кусачей. Желание любого ребёнка, когда он видит собаку, погладить ее. Но это не всегда безопасно.
- Что делать, если на вас выбегает с лаем собака?
Тест на доске.
Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность.
1) замахнуться палкой и отогнать собаку;
2) убежать от неё;
3) закричать, отгоняя её палкой, бросить в неё палку;
4) упасть на землю;
5) остановиться, повернувшись к собаке лицом вполоборота;
6) подразнить собаку;
7) громко позвать хозяина;
8) при подготовке собаки к прыжку упереться, закрыв горло и лицо согнутой в локте рукой;
9) сохранять спокойствие;
10) при укусах промыть рану, отправиться в больницу.
(9, 5, 7, 8, 10).
- Пора возвращаться в класс. Чтобы дорога домой показалась короче, выполним задание в рабочей тетради (работа в парах -№1 и №3 на стр.14)
4. Итог урока. – Что нового узнали на уроке?
- Какие опасности нас подстерегают?
5. Выставление оценок.
Задание на дом: Прочитать текст с. 23-28, ответить на вопросы.
Рабочая тетрадь: №5 стр.16