×
Меню сайта

Система работы МОУ Бурмакинской СОШ№2

 по патриотическому воспитанию.

Роль классного руководителя в  воспитании

патриотических качеств личности школьника.

 

 Презентация к выступлению

( слайд 1) В условиях общественно-политических и социально-экономических преобразований нашего общества особо актуально стоит задача формирования у школьников, за которыми будущее нашей страны, высоких нравственных, морально-психологических и деятельностных качеств. Среди них  большое значение имеют: патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к её защите.

Вопросам патриотического воспитания и гражданского становления личности в настоящее  время  в нашем обществе уделяется большое внимание, подтверждением этому могут служить программы патриотического воспитания, созданные на уровне страны,  регионов, муниципальных районов и многих образовательных учреждений. (Слайд 2) В  Концепции  духовно-нравственного развития и  воспитания  личности  гражданина России, являющейся  методологической основой разработки и реализации   государственного образовательного стандарта,   определен современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской  Федерации.

Гражданское  образование и воспитание может быть эффективным лишь при условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к реальной  социальной действительности, её противоречиям и тенденциям. Наша школа расположена в селе, имеющем богатое историческое наследие: Воскресенская церковь, которой в  два года назад  исполнилось 270 лет, история развития кузнечного промысла, крестьянского театра, славные подвиги и творческое наследие земляков, да и сама школа является одним из исторических памятников.  Являясь частью России, село Бурмакино развивалось вместе с Россией, пережило трудные времена коллективизации, Первой мировой, гражданской и отечественной войн, упадок развития сельского хозяйства 90-х, а в настоящее время возрождается вместе с Россией.

  В школе в настоящее время разработаны и реализуются ряд воспитательных программ:

  ( слайд 3)

n  Программа развития образовательного учреждения;

n   «Радуга» – программа  воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста;

n  Программа  «Школа гражданского становления личности», подпрограммами которой являются:

n  Программа экологического воспитания дошкольников и   младших школьников «Природа и мы»;

n  Программа экологического воспитания  обучающихся 5 – 11 классов «Юный эколог»;

n  Программа развития школьного музея народного быта «Истоки»;

n  Программа  детского объединения «Туристы-краеведы»;

n  Программа  детского объединения «Лидер».

Сегодня мы видим, какое большое влияние, к сожалению очень часто негативное, на наших детей оказывают  средства массовой       информации, улица.  Большинство  семей, в которых воспитываются наши школьники,  мало занимаются воспитанием детей,   заботясь больше о  материальном благополучии, и почти совсем не уделяют  внимания их умственному,  духовному, нравственному развитию. Поэтому в школе  мы стараемся  создать такую систему воспитания, которая могла бы противостоять негативным влияниям или хотя бы снизить их эффект, и способствовать формированию личности духовной, нравственной, способной  к самоопределению, самореализации. Программа «Школа  гражданского становления личности» на наш взгляд является для нас очень актуальной поскольку: ( слайд 4)

Школа – это коллектив, который имеет  свои традиции и  система  грамотного педагогического воздействия.

 Гражданственность – многогранное качество личности, включающее патриотизм,  нравственность, духовность,  толерантность, правовую  компетентность, активную жизненную  позицию.

Становление – процесс, который начинается с проектирования личности обучающегося, длится в течение всей школьной жизни при педагогическом сопровождении и поддержке,  и заканчивается  сформированным мировоззрением, способностью к самореализации и самоопределению.

Личность – это каждый ребёнок, имеющий  свои интересы, свои способности, право выбора.

Реализация основных направлений Программы позволит решить ряд назревших проблем. Данная программа ориентирована на детей и подростков, обучающихся  в  нашей школе.

Цель программы: ( слайд 5)

 Стратегическая цель программы: Воспитание гражданина, любящего свою семью, школу, село, край, Россию, человека культуры и нравственности.

Цель:  создание условий для  формирования гражданской позиции обучающегося школы, его самореализации в условиях возросшей свободы экономического, политического, мировоззренческого выбора.

 

Задачи программы: ( слайд 6)

1. Создание единого воспитывающего пространства школы для формирования Гражданина.

2. Воспитание любви к школе, селу, краю, Отечеству.

3. Формирование представления об общечеловеческой культуре, нравственных образцах и нормах, принятых в Культуре в качестве идеала.

4. Создание условий для личностного приятия каждым учеником общечеловеческих норм и образцов как ценностей.

Основные направления программы ( слайд 7)

* духовно-нравственное

* военно-патриотическое

* туристско-краеведческое

* экологическое

* здоровье-сберегающее

      Большое внимание классными руководителями  уделяется  формированию умения выделить для себя нравственные приоритеты, уважать  и принимать культуру  и традиции людей других национальностей, самостоятельно строить свою жизнь, брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя прав и свобод других,  владеть основными понятиями нравственного поведения, культуры общения, устойчиво относиться к  негативным проявлениям окружающей среды.  В рамках реализации программы  разработан цикл классных часов ( слайд 7) , диагностик, коллективных творческих дел, разновозрастных занятий (о доброте, любви к Родине, дружбе, вежливости, разрешении конфликтов, о правах и обязанностях, разработаны и проводятся Дни воинской славы России, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны,   интернациональных  войн и участниками разрешения  военных конфликтов  в горячих точках  нашего государства). ( слайд 9)  Классные руководители являются творцами интересных и  разнообразных форм работы .   Если беседа, то конструктивная,  с элементами диспута, а так же дискуссии, ролевые и познавательные игры, состязательные, творческого труда, ролевые тренинги, психологические, позволяющие  ребёнку познать самого себя. Учащиеся обсуждают нравственные вопросы, спорят, отстаивают свою точку зрения, анализируют свои поступки, проектируют модель современного человека, составляют программы собственной жизни. В ходе проведения классных часов, мероприятий выявлено, что обучающиеся хорошо владеют основными нравственными понятиями, могут дать адекватную оценку происходящему. разработаны и проводятся .  Большое воспитательное значение для детей  имеют встречи : с ветеранами, выпускниками школы, в прошлом учебном году   в рамках подготовки к  Юбилею  в классах прошли встречи с   выпускницей главным врачом Бурмакинской  ЦРБ Анисимовой Г.А., выпускниками – студентами ВУЗОВ.

Классные руководители организуют поисковые экспедиции   по сбору материалов к Ежегодной школьной краеведческой конференции.

Интересно проходят классные часы  и мероприятия в  школьном Музее  «Истоки», где  предметы старины окружающие  со всех сторон  позволяют  отправиться в   увлекательное путешествие в прошлое.

 Приглашая в гости  Народных умельцев  классные руководители  помогают детям  узнать о разных народных промыслах, интересных земляках, но и научиться делать изделия  на мастер- классах у настоящих мастеров.

На территории начальной школы и детского сада создана экологическая тропинка, на которой  дети   изучают природные объекты, учатся выращивать  овощные и декоративные растения, ухаживать за ними.

 Зимой, когда уличные растения спят, опытническая работа продолжается в экологической комнате.  Проводятся экологические праздники «Осень урожайная», «Берегите птиц!»,  КВН «Дети друзья природы», «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек» , оформляются выставки  детских работ из природного  и бросового материала  «Природа и фантазия», «Удивительное рядом» др . 

Изучать природу и проводить наблюдения конечно важно, но  ещё важнее организовывать дела  на пользу природе, проводить Акции по её охране, ежегодно дети  сажают деревья ( в прошлом году совместно с ветеранами Вов  сажали  деревья на аллее славы,  заложили  аллею выпускников),   все  ребята во главе с классными руководителями  участвовали в операции «Чистота вокруг нас», по уборке территории  села и пришкольной территории от мусора,  мастерили кормушки и скворечники, кормили птиц.

     В сельской местности  есть уникальная возможность  пообщаться с  живой природой, прикоснуться к ней.

Традиционными для проведения экологической работы являются экскурсии в лес, на луг, в поле, на которых   школьники  расширяют свои знания   о разнообразии природных объектов.

Учёба в школе – это прежде всего подготовка к взрослой жизни, очень важно чтобы ребёнок выбрал профессию до окончания школы, поэтому    классные руководители организуют экскурсии на предприятия и в учреждения села :  в медицинском пункте дети познакомились с профессией фельдшера и стоматолога,  на почте с профессией  почтальона и почтового оператора,  на животноводческой ферме с профессией зоотехника, в  гараже ПМК с профессией  шофёра и механика, в магазине с профессией продавца. Некоторые, получив  профессиональное образование возвращаются в село,  а значит, эта работа проводится не зря.

  Построение  воспитательного процесса в  классе   у нас проводится на диагностической основе. Принцип « сначала поставь диагноз, а потом лечи» актуален в воспитательной деятельности классного руководителя.  Мы собрали копилку  диагностических методик  для классных руководителей.  Эта копилка есть и в бумажном и на  электронном носителе, что  облегчает процесс подготовки к  проведению диагностики.

 Одной из ключевых диагностик, проводимых в школе  является   Мониторинг  изменения уровня воспитанности  обучающихся,  который проводится в течение 6 лет.   Разработаны критерии оценивания.  Оценку  проводит классный руководитель, ученик  класса, выбранный  детьми и учитель – предметник, выбранный детьми.   Проводится оценка   сформированности следующих качеств:  патриотизм, любознательность и отношение к учебному труду, отношение к собственности, отношение к людям, нравственность, стремления к самосовершенствованию.  Анализ воспитанности позволяет выявить общие проблемы, существующие в школе  и продумать  дальнейшую деятельность, пути решения возникающих проблем. 

 ( слайд 20 ) Классным руководителям  позволяет проследить динамику   изменений уровня воспитанности по классам, выявить общие проблемы  класса  и найти пути  их решения.  ( слайд 21)

а так же выявить  проблемы каждого отдельного ученика и построить   индивидуальную траекторию воспитания, в старших классах  индивидуальную программу  личностного роста   (  слайд 22, 23 )

Изучая и активно внедряя в работу методы и приёмы личностно-ориентированного подхода, мы   создали Паспорт работы с одарёнными детьми, куда заносятся результаты достижения детей.  Классные руководители активно используют  в индивидуальной работе с детьми создание личного портфеля достижений учащихся -  Портфолио,  что позволяет детям постоянно анализировать свою деятельность, видеть плоды своих трудов и способствует  формированию адекватной самооценки и стремлению к  самосовершенствованию и самореализации.

      В 2008  году зародилась дружба и сотрудничество с настоятелем Воскресенской церкви Отцом Андреем, который  был организатором  экскурсионных поездок   в Алексиевскую пустынь, Сергиев Посад («Троице – Сергиеву лавру»), Москву (музей истории города, «Храм Христа Спасителя»), Николо – Сольбский монастырь, Николо-Бабаевский монастырь посёлка Некрасовское,   в Некрасовский краеведческий музей и дом народных умельцев  Романовых, в октябре  2009 года дети  ездили  в город Ростов на встречу со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси  Кириллом, а в январе 2010 года на Рождественскую Ёлку  в город Ярославль. Меценатом экскурсионных поездок является председатель совета директоров  группы компаний «Протек»  Якунин Вадим Сергеевич. Эти поездки духовно обогащают детей.  Не только культурная программа, но и общение с Отцом Андреем   воспитывают нравственные качества  и гражданскую позицию.

        Имея большой  положительный опыт  в системе патриотического воспитания, наша школа  успешно  работает   в  районной  экспериментальной научной площадке по теме «Воспитание гражданственности сельских школьников в процессе краеведческой работы через создание цифровых образовательных ресурсов»,  руководит площадкой Чеснокова С.Г. В рамках реализации данного проекта  педагогами  и обучающимися разработаны  уроки, видеоролик, фильм, проекты, основанные на  собранном учащимися краеведческом материале.

К наиболее важным результатам, проведённой работы по патриотическому воспитанию , можно отнести следующие:

- наблюдается высокий интерес к  делам патриотической направленности, растет активность обучающихся  в   организации и проведении патриотических  мероприятий;

- в школе создана  широкая сеть кружковых объединений, курсов,  направленных на развитие  гражданственности, что способствует развитию самоопределения обучающихся;

- наблюдается рост педагогического мастерства педагогов в вопросах воспитания Гражданина;

- обучающиеся школы занимают призовые места в районных, областных конкурсах и соревнованиях;

-  упрочились связи культурно-образовательной деятельности с большинством учреждений и организаций, расположенных и действующих на территории села :  администрацией, домом культуры, сельской библиотекой, фельдшерским пунктом,  Воскресенской церковью;

- растёт удовлетворённость педагогов, обучающихся и их родителей жизнедеятельностью школы, организацией и результатами образовательного процесса;

- развивается материально-техническая база школы, что даёт возможность формирования информационной грамотности детей,

- созданы ЦОРы по патриотическому воспитанию, позволяющие  сделать воспитательный процесс  наглядным и доступным