Формирование коммуникативных учебных универсальных действий (УУД) в начальной школе
Коммуникативные учебные универсальные действия (УУД) обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Одним из средств формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках является текст.
На уроках литературного чтения формируются такие универсальные умения, как умение читать и работать с текстом, как виды коммуникативно-речевой деятельности. Учащиеся целенаправленно овладевают осознанным, правильным и выразительным чтением, чтением текстов вслух и про себя, умением пересказывать текст по плану, учатся ориентироваться в книгах и выбирать их для самостоятельного чтения. В результате обучения младшие школьники повышают свою коммуникативную культуру: учатся владеть диалогом; высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей; работать с различными видами текстов; самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника; обращаться за информацией к словарям, журналам и энциклопедиям.
Учебники по литературному чтению (в том числе и для I класса) формируют читательскую компетентность, помогающую младшим школьникам осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. На уроках литературного чтения уже в I классе учащиеся переходят с позиции слушателя в категорию читателя, открывающего огромный мир литературы.
Одним из наиболее доступных для понимания и создания младшими школьниками функционально-смысловых типов речи является текст-повествование.
Это позволяет использовать его на уроках русского языка с целью организации грамматико-стилистической работы, которая поможет формировать не только предметные (учебно-языковые), но и метапредметные (коммуникативные) умения, а также обеспечивает взаимосвязь этих процессов, что положительно влияет на развитие связной речи учащихся.
Cтавится задача отработки коммуникативных умений и навыков. К ним относятся умения выявлять смысловую основу повествования при составлении плана текста, проводить наблюдения над построением этого текста и выделять его части, совершенствовать умение устанавливать связи между частями текста.
В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий). Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Рассматривая динамику коммуникативных УУД в период обучения в начальной школе, многие исследователи дифференцируют их сформированность в соответствии с годами обучения.
В таблице представлено постепенное усложнение и дифференциация конкретных коммуникативных УУД, характеризующих соответствующую деятельность школьника на каждом году обучения в начальных классах. Известно, что уровень развития коммуникативных навыков во многом обусловливает успешность не только становления учебной деятельности, но и эффективность социализации и личностного развития младшего школьника.
Формы проявления коммуникативных УУД |
1 класс |
II класс |
III класс |
IV класс |
Речевой этикет |
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить |
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения |
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения |
Владеть диалоговой формой речи |
Получение и понимание информации |
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать их, уточнять непонятное) |
Читать вслух и про себя различные тексты, понимать прочитанное |
Читать вслух и про себя различные тексты, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое |
Читать вслух и про себя различные тексты, понимать прочитанное |
Действия в речевых ситуациях |
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: соблюдать очередность действий, корректно сообщать об ошибках |
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций |
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций |
Оформлять мысли в устной и письменной форме с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций |
Участие в обсуждении и обмене информацией |
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы |
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики,задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре |
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого |
Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению. Учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению |
Работа и взаимодействие в группе |
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности |
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы |
Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности): распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе |
Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач , |
Система внутренней оценки метапредметных результатов на уровне сформированности коммуникативных УУД может включать в себя решение задач творческого и поискового характера, требующих применения коммуникативных навыков и умений. Речь идет о выполнении исследовательских и творческих заданий, участии в интеллектуальном марафоне, информационном поиске, проектной деятельности, комплексных работах на межпредметной основе.
Системная оценка метапредметных результатов реализуется в рамках накопительной системы (портфолио), позволяющей оценить динамику индивидуальных образовательных достижений ученика. Формирование портфолио основано на активном вовлечении в оценочную деятельность учащихся и родителей, что в значительной степени развивает именно коммуникативные УУД, в частности, самоанализ, самоконтроль, самооценку, самосознание, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их результаты. Отбирая в свое портфолио творческие и проектные работы, заполняя специальные «листы наблюдений», ученики вместе с родителями проводят рефлексию сделанного, а учитель может видеть, как изменяются интересы школьников, их учебная мотивация, степень инициативности, самостоятельности и другие метапредметные действия. Портфолио можно назвать основной формой представления коммуникативных УУД как метапредметных образовательных результатов. Однако важное место в их выявлении и оценивании имеют данные конкретных психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных УУД; оценка активности участия школьников в организации и проведении внеклассных мероприятий, круглых столов, диспутов и т.п.
Для диагностики коммуникативных УУД, связанных с планированием учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, постановкой вопросов, разрешением конфликтов, управлением поведением партнера, умением выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, можно использовать как общие методы педагогического наблюдения за поведением учащихся в учебной и внеучебной деятельности, так и конкретные диагностические методики, например: «Левая и правая сторона» (Ж. Пиаже), «Кто прав?» (Г.А. Цукерман и др.), «Рукавички» (Г.А. Цукерман), «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»). Их применение позволяет выявить и оценить, насколько правильно и уверенно учащиеся используют средства языка и речи для получения и передачи информации, готовы ли они активно участвовать в продуктивном диалоге, насколько способны выразить себя в монологических высказываниях разного типа.
В сфере коммуникативных УУД выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.