×
Меню сайта

Тема «Изменение имен прилагательных по родам» ( 3 класс)

Цель:

формировать представления обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относится.

Задачи.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть ее семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса обучающихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Тип урока. Ознакомление с новым материалом.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся находить прилагательные, устанавливать связь между прилагательными и существительными, определять род и число имен прилагательных, учатся ставить вопросы от существительных к прилагательным, подбирать к прилагательным существительные, устанавливать аналогии.

Предметные: научатся определять род имен прилагательных.

Метапредметные:

Регулятивные: при помощи учителя определяют цель деятельности на уроке, корректируют и контролируют свои действия.

Познавательные: овладевают способностью логического мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация) через выполнение упражнений .

Коммуникативные: умеют  слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения.

Личностные : имеют мотивацию учебной деятельности, проявляют желание соблюдать правила здорового образа жизни.

Методы и формы: объяснительно- иллюстративный, исследовательский; групповая, фронтальная.

Оборудование:  интерактивная доска, компьютер.

 Наглядно- демонстрационный материал: диск «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс», рисунок «Гимнастика для глаз», таблица «Род имён прилагательных».

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, карточки с разноуровневыми, творческими заданиями.

 

Ход урока.

1.Организационный момент

Психологический настрой.

Ребята, мысленно возьмите в руки солнышко. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе в правую ладонь, прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительная энергия, добро, хорошее настроение.

Поместите это все в свое сердце.

- Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?!

- На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!

 

- Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствуете, и чтобы такое чувство осталось у вас до конца урока.

 

Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Разотру ладошки».

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

(Растирание ладоней; захватить каждый

пальчик у основания и вращательным

движением дойти до ногтевой фаланги.)

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

(Потереть ладошку о ладошку.)

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

(Пальцы в замок.)

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

(Пальцы расцепить и перебирать ими.)

Пусть бегут как зайчики.

Чистописание (отрабатываем соединения букв).

ая яя ый ий ой ое ее

Кто догадался , что мы сейчас писали?

Д: Окончания прилагательных.

- Эти соединения букв встретятся в словосочетаниях на уроке.

Словарь: большой арбуз, хитрая ворона, тёплое пальто, сильный мороз, сочная ягода, сочная капуста.

(Записываем с комментированием. Учитель спрашивает слабых учеников.)

- Из каких частей речи состоят словосочетания?

- Как вы различаете части речи?

- Подчеркните имена прилагательные и орфограммы в именах существительных.

(Учащиеся объясняют .Так же можно спросить и слабоуспевающих ребят.)

Постановка проблемной ситуации.

- Прочитайте словосочетания на доске:

Красный шарф, красная шапка, красное пальто

Как определить род имён существительных?

Мужской род

Он, мой

Женский род

Она, моя

Средний род

Оно, моё

 

- Скажите, а сможем ли мы определить род и число прилагательных?

- Почему возникло это затруднение? (Другая часть речи).

 

- А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?

-Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.

Мы с вами знаем, что прилагательные тесно связаны с именами существительными?

 

Послушайте сказку «Скромные просители».

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

- А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласоваться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

 

!!! Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

В чем же согласуются прилагательные с существительными?

 Какие признаки берут они у имени существительного?

Давайте понаблюдаем в  словосочетаниях.

 - От чего зависит род имени прилагательного? (от рода имени существительного)

- Как же можно определить род у имени прилагательного?

- Давайте составим алгоритм.

Алгоритм

Найди сущ., определи его число, род

Задай от сущ. вопрос к прил.

По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.

Выдели окончание

м. р. – ый, – ий, – ой

ж. р. – ая, – яя

ср. р. – ое, – ее

- Что же нужно знать, чтобы определить род имени прилагательного? (Алгоритм)

 

Вывод: чтобы определить род имёни прилагательного, надо определить род имени существительного.(Вывод делают сами ученики.)

Гимнастика для глаз (Слайд

Физкультминутка (Слайд

 Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)

Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)

Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)

Бабочка кружит и вьётся. (покружится)

 

6.Первичное закрепление

  1. Упражнение 23 с.119

-Из какого стихотворения это отрывок? (А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»)

-Кто расскажет всё стихотворение?

Какие ещё произведения А.С.Пушкина вы знаете?

 

-Найдите словосочетания в э том отрывке. Определите род и число имен прилагательных.

Проверка.

 

Творческая работа с текстом ( в парах)

Добавьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

Звучит … песня скворца. Светит … солнце. Стоит … погода. В саду зацвели … цветы.

- Записать предложения в тетрадь разными способами.

  • 1 предл. – списать с доски;
  • 2 предл. – запись под диктовку;
  • 3 предл.- по памяти;
  • 4 предл. – составить схему и зашифровать орфограммы.

http://festival.1september.ru/articles/634662/img1.gif

- Подчеркните прилагательные, определите род и число.

- Как определить род и число имён прилагательных?

- Для чего это делаем?

5. Самостоятельная работа по карточкам.

Задания для сильных учащихся:

Задания для слабоуспевающих учеников

Замени словосочетания так, чтобы там было имя прилагательное.

Горшок для цветов;
Ведро для мусора;
Ложка для чая;
Платок для носа;
Суп из гороха.

Определи род и число имени прилагательного.

Цветочный горшок;
Мусорное ведро;
Чайная ложка;
Носовой платок;
Гороховый суп.

 

6. Выполнение интерактивных заданий

 

7.Рефлексия. Итог урока.

Вот и закончился урок!

Подведем скорей итог!

– Расскажите, чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

– Что получилось?

 – Что было трудно?

-У каждого из вас на столах лежит лесенка из пяти ступенек. С её помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите?

 

-Понравился вам урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста.

 (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика).

Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. Оценки.

 

8.Домашнее задание: упр.25 с.119 , выучите правила.