Тема «Изменение имен прилагательных по родам» ( 3 класс)
Цель:
формировать представления обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относится.
Задачи.
Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть ее семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса обучающихся к языку и учебной деятельности.
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
Тип урока. Ознакомление с новым материалом.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся находить прилагательные, устанавливать связь между прилагательными и существительными, определять род и число имен прилагательных, учатся ставить вопросы от существительных к прилагательным, подбирать к прилагательным существительные, устанавливать аналогии.
Предметные: научатся определять род имен прилагательных.
Метапредметные:
Регулятивные: при помощи учителя определяют цель деятельности на уроке, корректируют и контролируют свои действия.
Познавательные: овладевают способностью логического мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация) через выполнение упражнений .
Коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения.
Личностные : имеют мотивацию учебной деятельности, проявляют желание соблюдать правила здорового образа жизни.
Методы и формы: объяснительно- иллюстративный, исследовательский; групповая, фронтальная.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
Наглядно- демонстрационный материал: диск «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс», рисунок «Гимнастика для глаз», таблица «Род имён прилагательных».
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, карточки с разноуровневыми, творческими заданиями.
Ход урока.
1.Организационный момент
Психологический настрой.
Ребята, мысленно возьмите в руки солнышко. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе в правую ладонь, прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительная энергия, добро, хорошее настроение.
Поместите это все в свое сердце.
- Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?!
- На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!
- Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствуете, и чтобы такое чувство осталось у вас до конца урока.
Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Разотру ладошки».
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
(Растирание ладоней; захватить каждый
пальчик у основания и вращательным
движением дойти до ногтевой фаланги.)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(Потереть ладошку о ладошку.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
(Пальцы в замок.)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
(Пальцы расцепить и перебирать ими.)
Пусть бегут как зайчики.
Чистописание (отрабатываем соединения букв).
ая яя ый ий ой ое ее
- Кто догадался , что мы сейчас писали?
Д: Окончания прилагательных.
- Эти соединения букв встретятся в словосочетаниях на уроке.
Словарь: большой арбуз, хитрая ворона, тёплое пальто, сильный мороз, сочная ягода, сочная капуста.
(Записываем с комментированием. Учитель спрашивает слабых учеников.)
- Из каких частей речи состоят словосочетания?
- Как вы различаете части речи?
- Подчеркните имена прилагательные и орфограммы в именах существительных.
(Учащиеся объясняют .Так же можно спросить и слабоуспевающих ребят.)
Постановка проблемной ситуации.
- Прочитайте словосочетания на доске:
Красный шарф, красная шапка, красное пальто
- Как определить род имён существительных?
Мужской род |
Он, мой |
Женский род |
Она, моя |
Средний род |
Оно, моё |
- Скажите, а сможем ли мы определить род и число прилагательных?
- Почему возникло это затруднение? (Другая часть речи).
- А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?
-Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.
Мы с вами знаем, что прилагательные тесно связаны с именами существительными?
Послушайте сказку «Скромные просители».
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.
- А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласоваться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.
!!! Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.
В чем же согласуются прилагательные с существительными?
Какие признаки берут они у имени существительного?
Давайте понаблюдаем в словосочетаниях.
- От чего зависит род имени прилагательного? (от рода имени существительного)
- Как же можно определить род у имени прилагательного?
- Давайте составим алгоритм.
Алгоритм
Найди сущ., определи его число, род
Задай от сущ. вопрос к прил.
По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.
Выдели окончание
м. р. – ый, – ий, – ой
ж. р. – ая, – яя
ср. р. – ое, – ее
- Что же нужно знать, чтобы определить род имени прилагательного? (Алгоритм)
Вывод: чтобы определить род имёни прилагательного, надо определить род имени существительного.(Вывод делают сами ученики.)
Гимнастика для глаз (Слайд
Физкультминутка (Слайд
Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)
Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)
Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)
Бабочка кружит и вьётся. (покружится)
6.Первичное закрепление
- Упражнение 23 с.119
-Из какого стихотворения это отрывок? (А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»)
-Кто расскажет всё стихотворение?
Какие ещё произведения А.С.Пушкина вы знаете?
-Найдите словосочетания в э том отрывке. Определите род и число имен прилагательных.
Проверка.
Творческая работа с текстом ( в парах)
Добавьте подходящие по смыслу имена прилагательные.
Звучит … песня скворца. Светит … солнце. Стоит … погода. В саду зацвели … цветы.
- Записать предложения в тетрадь разными способами.
- 1 предл. – списать с доски;
- 2 предл. – запись под диктовку;
- 3 предл.- по памяти;
- 4 предл. – составить схему и зашифровать орфограммы.