Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном».
Уровень образования: начальное общее образование
Класс: 2 класс. Предмет: Русский язык
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: обобщение знаний об имени прилагательном на основе животного и растительного мира.
Методы обучения: проблемно – поисковый, объяснительно – иллюстративный, словесные, работа с книгой, практические, использование ИКТ.
Используемые учебники и учебные пособия: Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова – М.: Просвещение, 2012. Используемая методическая литература: Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс/ О.Е Жиренко, Л.А.Обухова – М.: ВАКО, 2012. Русский язык. 1-4 классы.
Цель урока:
- обобщить знания учащихся об имени прилагательном;
- закрепить лексико – грамматические признаки прилагательных;
- развитие умения распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета;
- осознано употреблять их и ставить к ним вопросы;
- обогатить словарный запас учащихся;
- воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе, развитие чувства прекрасного.
Задачи: усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по числам. Создание условия для развития познавательного интереса к языку, формирования орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов. Способствование воспитанию нравственных качеств личности и любви к животному и растительному миру.
Формируемые УУД на уроке.
Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.
Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Метапредметные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоватьсяся чужим мнением и высказывать свое собственное.
Предметные: имеют прочные знания об имени прилагательном как части речи, его признаках, синтаксической роли.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями для групповой работы, ватман, листки для записей, тексты, листы оценивания.
Урок русского языка во 2-м классе по теме " Обобщение знаний об имени прилагательном". |
|
|
|
Ход урока.
Учитель: – Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда, вы узнаете, если отгадаете загадку. Он большой, густой, зелёный Представляет целый дом. В нём найдут приют и птицы, Зайки, волки, кабаны. ( лес) - Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
2.Минутка чистописания.
Учитель: Начнем с минутки чистописания. Подготовим руку к письму. Учитель: Откройте тетрадки, положите правильно, сядьте красиво. Запишите число, классная работа. – Птички поют, бабочки порхают, ручей журчит, солнышко светит. Кругом светло, тепло. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют это время - утром года. - О каком времени года они нам говорят? ( О весне)
Учитель: Какой первый звук в слове весна?
3.Актуализация знаний. Музыкальная заставка. (Вальс цветов) – приложение 1. - Сейчас мы с вами увидели прекрасные цветы. Опишите одним словом какие цветы? Д: Красивые, чудесные, ароматные, белые, голубые, красные, жёлтые и т .д. У: Какая часть речи помогла описать эти? Д: Имя прилагательное. Учитель: ДА. Тема нашего урока: Обобщение знаний об имени прилагательном. (Слайд 3) Учитель: Какую цель мы поставим перед собой?
Дети: Что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает, что обозначает, как изменяется, для чего служит? Учитель: Сейчас мы отправимся в оживший весенний лес. В лесу живут животные и растут растения.
4. Осмысление Игра. Отгадай «Кто это?» (слайд 4) - Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно угадать, о чём или о ком идёт речь. Я называю имена прилагательные, а вы должны догадаться о ком речь. Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь Рыжая, хитрая, осторожная. Лиса Маленький, юркий, колючий. Ёж Злой, голодный, серый. Волк
– Какое прилагательное более точно указало о ком идет речь? – Записать словосочетание, указать главное слово, поставить вопрос. Медведь (какой?) косолапый. Хитрая плутовка – рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут её ….. (лиса) Лиса (какая?) хитрая, рыжая.
– Маленький, юркий, колючий. Ежик (какой?) колючий
Кто зимой холодной Бродит злой, голодный? (Волк) Волк (какой?) злой, голодный.
Учитель: С помощью чего вы определили, о ком идёт речь? Дети: С помощью имён прилагательных
5. Учитель: (Словарная работа) - Дайте точное описание предметам. Запишите в тетрадь. Земляника, ландыши, берёза. - Учитель: Какую роль играют имена прилагательные? Дети: Имена прилагательные помогают описывать предмет. – Что мы описываем с помощью имён прилагательных? (Форму, цвет, вкус, размер) – Форма, цвет, размер, вкус – это признаки. Значит, что обозначают имена прилагательные? Вывод: имена прилагательные обозначают признаки предмета: цвет, форму, размер, качества, свойства. Животный и растительный мир – это удивительный мир нашей Земли. Все люди должны заботиться о животных и растениях. - Какое из этих растений занесено в Красную книгу природы? (Ландыши)
6. Сравнение групп предметов по числам. - Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на две группы: - На какие две группы вы разделили эти слова? - По какому признаку вы определили слова в первый столбик? - Докажите. (Все слова отвечают на вопрос кто? или что? И обозначают предмет) (Это имена существительные ) - По какому признаку вы определили слова во второй столбик? (Отвечают на вопросы какой? и т. д., обозначают признак предмета) - Составьте из этих слов словосочетания и запишите их. - Скажи, а в одном ли числе стоят существительные? - Определите число имён прилагательных. Вывод: прилагательные изменяются по числам.
7. Роль имени прилагательного в нашей речи. (слайд 5) 1) Работа с двойным текстом - Продолжим наше исследование. - Для чего же в русском языке нужны имена прилагательные? Учитель: Ребята, прочитайте, пожалуйста два текста : Наступила весна. Наступила ранняя весна. Тает снег. Тает последний снег. Журчат ручьи. Журчат звонкие ручьи. Светит солнце. Светит ласковое солнце. Летят птицы. Летят перелётные птицы. Учитель: О чем первый текст? Дети: О весне. Учитель: А второй текст о чём? Дети: О весне. Учитель: Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете? Дети: Наличие прилагательных. (слайд 6-11) Учитель: А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте? Дети: Они сделали текст более красивым, интересным. Учитель: Какую роль играют имена прилагательные в русском языке? Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной. Работа по учебнику с. 48, № 80. Работа с деформированным текстом.
Физкультминутка: Гимнастика для глаз (музыкальная).
Работа в парах. 8.Текст – описание. Что такое тест – описание? (Даётся описание подорожника) - Какой вопрос можно поставить к тексту – описанию? (Какой?) В словаре Сергея Ожегова слово подорожник - обозначает (слайд 12) 1.Многолетняя сорная луговая трава с широкими листьями и мелкими цветами в соцветиях в виде колоса, обычно растёт вдоль дорог. 2. Пирожок, закуска, взятая на дорогу (разговорный ). 3. Разбойник на большой дороге ( устаревшее ). Он ни плут, ни картежник, а ночной подорожник.
9. Работа с синонимами и антонимами. - Мы с вами знаем, что в русском языке есть синонимы и антонимы. - Что это за слова? Учебник с. 50 №3 и 4.
10.Обобщение материала: Учитель: А сейчас, ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном. На доске магнитом закреплен желтый круг, на котором написано «прилагательное»; на держателе для наглядных пособий развешаны карточки в форме лепестков ромашки, виолы, листьев растений. На листьях ромашки написаны слова, относящиеся к имени прилагательному, на других лепестках написаны слова, не относящиеся к имени прилагательному.
Учитель: Скажите, ребята, какие части речи мы с вами уже изучили? Ученик: Имя прилагательное это часть речи, которая отвечает на вопросы какая? какое? какие? какой? Обозначает признак предмета, изменяется по числам. - Для чего в нашей речи нам нужны имена прилагательные? (Для описания и уточнения) - Что уточняют имена прилагательные? (Имена существительные) - Что можно описать с помощью имён прилагательных? (Форму, вкус, цвет, размер, запах и т. д.) - Итак, ответим на главный вопрос урока. - Какую роль в языке выполняют имена прилагательные? - Прилагательные делают нашу речь богаче и выразительнее.
11.Подведение итогов, оценивание: Учитель: Молодцы. Поднимите руку те кто смог проявить себя сегодня в полном объёме. Что вам помогло? А, кто не смог проявить себя на уроке? Что вам помешало? (Выставление оценок за урок). Учитель: Послушайте стихотворение об имени прилагательном. Очень замечательное – имя прилагательное. Трудно будет без него, если пропадет оно. Ну, представь-ка себе это: Как без признаков предмета. Будем спорить, говорить, веселиться и шутить? Что тогда получится? Стоит разве мучиться? Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное», Не скажем маме «милая, красивая, любимая», Отцу и брату и сестре не сможем говорить нигде Эти замечательные прилагательные. Чтобы все отличным стало, разных признаков немало. Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять. Учитель: Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения: (слайд 13) Мне удалось … Меня удивило … Мне понравилось … Я порадовался за … Я хочу поблагодарить … за … Я могу похвалить себя за … Учитель: Как вы думаете, ребята, мы всё узнали об имени прилагательном? (Ответы детей). В 3 классе мы продолжим узнавать новое об этой части речи. Благодарю всех вас за работу на уроке. Д/З упр. 1 стр.49 (пояснение выполнения домашнего упражнения). |
|