Меню сайта

Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

                               Уровень образования:  начальное общее образование

                                Класс:  2 класс.  Предмет:  Русский язык

 

    Тип урока:  Урок обобщения и систематизации знаний. 

    Форма урока: обобщение знаний об имени прилагательном на основе животного и растительного мира.

     Методы обучения: проблемно – поисковый, объяснительно – иллюстративный, словесные, работа с книгой, практические, использование ИКТ.

Используемые учебники и учебные пособия:  Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова – М.: Просвещение, 2012.  Используемая методическая литература:  Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс/ О.Е Жиренко, Л.А.Обухова – М.: ВАКО, 2012. Русский язык. 1-4 классы.

      Цель   урока:

  • обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном;
  • закрепить   лексико – грамматические   признаки   прилагательных;
  •  развитие умения распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета;
  • осознано употреблять их и ставить к ним вопросы;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе, развитие чувства прекрасного.

           Задачи: усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по числам. Создание условия для развития   познавательного   интереса   к   языку,   формирования   орфографической   зоркости,   речевой   культуры,   мыслительных   процессов.  Способствование воспитанию   нравственных   качеств   личности   и любви к животному и растительному миру.

          Формируемые УУД на уроке.

Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.

Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Метапредметные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять  итоговый и пошаговый контроль деятельности;  участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоватьсяся чужим мнением и высказывать свое собственное.

Предметные: имеют прочные знания об имени прилагательном как части речи, его признаках, синтаксической роли.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями для групповой работы, ватман, листки для записей, тексты, листы оценивания.

 

Урок русского языка во 2-м классе по теме

 " Обобщение  знаний об имени прилагательном".

 

 

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель:

– Сегодня  мы отправимся в путешествие. А куда, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Он большой, густой, зелёный

Представляет целый дом.

В нём найдут приют и птицы,

Зайки, волки, кабаны. (  лес)

- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

 

2.Минутка чистописания.

Учитель: Начнем с минутки чистописания. Подготовим руку к письму.
 Игра-упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот.
 Игра-упражнение «Согреем пальчики». Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку, и наоборот.

Учитель: Откройте тетрадки, положите правильно, сядьте красиво. Запишите число, классная работа.

Птички поют, бабочки порхают, ручей журчит, солнышко светит. Кругом светло, тепло. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют  это время  -  утром года.

- О каком времени года они нам говорят?

( О весне)

Учитель: Какой  первый звук  в слове весна?
Дайте характеристику этому звуку. ( Согласный, парный звонкий)
Напишите красиво! (слайд 2)

Вв ВВ Вв Вв Вв    вб  ва  ве  во

 

3.Актуализация знаний.

Музыкальная заставка. (Вальс цветов) – приложение 1.

-  Сейчас мы с вами увидели прекрасные цветы.

Опишите  одним словом  какие цветы?

Д: Красивые, чудесные, ароматные, белые, голубые, красные, жёлтые  и т .д.

У: Какая часть речи помогла описать эти?

Д: Имя прилагательное.

Учитель:  ДА. Тема нашего урока: Обобщение  знаний об имени прилагательном.  (Слайд  3)

Учитель: Какую цель мы поставим перед собой?

Дети: Что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает, что обозначает, как изменяется, для чего служит?
Уметь: находить в тексте имена прилагательные, изменять их по числам, правильно употреблять в речи.

Учитель: Сейчас мы отправимся в оживший весенний лес. В лесу живут животные и растут растения.

 

4. Осмысление

Игра. Отгадай «Кто это?» (слайд 4)

- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно угадать, о чём или о ком идёт речь.

Я называю имена прилагательные, а вы должны догадаться о ком  речь.

Бурый, мохнатый, косолапый.                                         Медведь

Рыжая, хитрая, осторожная.                                             Лиса

Маленький, юркий, колючий.                                          Ёж

Злой, голодный, серый.                                                     Волк

                              

 

 

– Какое прилагательное более точно указало о ком идет речь?

– Записать словосочетание, указать главное слово, поставить вопрос.

Медведь (какой?) косолапый.

Хитрая плутовка – рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её  …..      (лиса)

Лиса (какая?) хитрая, рыжая.

 

 

                              

 

– Маленький, юркий, колючий.

Ежик (какой?) колючий

 

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?  (Волк)

Волк (какой?) злой, голодный.

 

Учитель:  С помощью чего  вы определили,   о ком идёт речь?

Дети: С помощью имён прилагательных

 

5. Учитель: (Словарная работа)

-  Дайте точное описание предметам.

Запишите в тетрадь.

Земляника, ландыши, берёза.

- Учитель: Какую роль играют имена прилагательные?

Дети: Имена прилагательные помогают описывать предмет.

– Что мы описываем с помощью имён прилагательных?

(Форму, цвет, вкус, размер)

– Форма, цвет, размер, вкус – это признаки.

Значит, что обозначают имена прилагательные?

Вывод: имена прилагательные  обозначают  признаки предмета: цвет, форму, размер, качества, свойства.

Животный и растительный  мир – это удивительный мир нашей  Земли.

Все  люди должны заботиться о животных и растениях.

-  Какое  из этих растений занесено в Красную книгу природы?

(Ландыши)

 

6. Сравнение групп предметов  по числам.

- Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на две группы:

- На какие две группы вы разделили эти слова?

- По какому признаку вы определили слова в первый столбик?

- Докажите.

(Все слова отвечают на вопрос кто? или что? И обозначают предмет)

 (Это имена существительные )

- По какому признаку вы определили слова во второй столбик?

(Отвечают на вопросы какой? и т. д., обозначают признак предмета)

- Составьте из этих слов словосочетания и запишите их.

- Скажи, а в одном ли числе стоят существительные?

- Определите число имён прилагательных.

Вывод: прилагательные изменяются по числам.

 

7. Роль имени прилагательного в нашей речи. (слайд 5)

1) Работа с двойным текстом

- Продолжим наше исследование.

- Для чего же в русском языке нужны имена прилагательные?

Учитель: Ребята, прочитайте, пожалуйста два текста :

Наступила  весна.                       Наступила ранняя весна.

Тает снег.                                    Тает последний снег.

Журчат ручьи.                             Журчат звонкие ручьи.

Светит солнце.                            Светит ласковое солнце.

Летят птицы.                               Летят перелётные птицы.

Учитель: О чем первый  текст?

Дети: О весне.

Учитель: А второй  текст о чём?

Дети: О весне.

Учитель: Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

Дети: Наличие прилагательных. (слайд 6-11)

Учитель: А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

Дети:  Они сделали текст более красивым, интересным.

Учитель: Какую роль играют имена прилагательные в русском языке?

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

Работа по учебнику с. 48, № 80. Работа с деформированным текстом.

 

Физкультминутка:

Гимнастика для глаз (музыкальная).

 

Работа в парах.

8.Текст – описание. Что такое тест – описание?

(Даётся описание подорожника)

- Какой вопрос можно поставить к тексту – описанию?

(Какой?)

В словаре Сергея Ожегова  слово подорожник -  обозначает  (слайд 12)

1.Многолетняя сорная луговая трава с широкими листьями и мелкими цветами в соцветиях в виде колоса, обычно растёт вдоль дорог.

 2. Пирожок, закуска, взятая на дорогу (разговорный ).

 3. Разбойник на большой дороге ( устаревшее ).

Он ни плут, ни картежник, а ночной подорожник.

 

9. Работа с синонимами и антонимами.

- Мы с вами знаем, что в русском языке есть синонимы и антонимы.

- Что это за слова?

Учебник с. 50  №3 и 4.

 

10.Обобщение материала:

Учитель: А сейчас, ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном.

На доске магнитом закреплен желтый круг, на котором написано «прилагательное»; на держателе для наглядных пособий развешаны карточки в форме лепестков ромашки, виолы, листьев растений. На листьях ромашки написаны слова, относящиеся к имени прилагательному, на других лепестках написаны слова, не относящиеся к имени прилагательному.

Учитель: Скажите, ребята, какие части речи мы с вами уже изучили?
Учитель: А сейчас, нужно среди лепестков собрать только те, которые относятся к имени прилагательному, и прикрепить их к «прилагательному» (получилась ромашка).
Учитель: Расскажите об имени прилагательном.

Ученик: Имя прилагательное это часть речи, которая отвечает на вопросы какая? какое? какие? какой?

Обозначает признак предмета, изменяется по числам.

- Для чего в нашей речи нам нужны имена прилагательные?

(Для описания и уточнения)

- Что уточняют имена прилагательные?

(Имена существительные)

- Что можно описать с помощью имён прилагательных?

(Форму, вкус, цвет, размер, запах и т. д.)

- Итак, ответим на главный вопрос урока.

- Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?

- Прилагательные делают нашу речь богаче и выразительнее.

 

11.Подведение итогов, оценивание:

Учитель: Молодцы. Поднимите руку те кто смог проявить себя сегодня в полном объёме. Что вам помогло? А, кто не смог проявить себя на уроке? Что вам помешало? (Выставление оценок за урок).

Учитель: Послушайте стихотворение об имени прилагательном.

Очень замечательное – имя прилагательное.

Трудно будет без него, если пропадет оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета.

Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?

Что тогда получится? Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая, красивая, любимая»,

Отцу и брату и сестре не сможем говорить нигде

Эти замечательные прилагательные.

Чтобы все отличным стало, разных признаков немало.

Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.

Учитель:  Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения: (слайд 13)

Мне удалось …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я хочу  поблагодарить …  за …

Я могу похвалить себя за …

Учитель: Как вы думаете, ребята, мы всё узнали об имени прилагательном?  (Ответы детей). В 3 классе  мы продолжим узнавать новое об этой части речи. Благодарю всех вас за работу на уроке.

 Д/З  упр. 1 стр.49 (пояснение выполнения домашнего упражнения).