О темах итогового сочинения (изложения) в 2018/2019 учебном году |
Уважаемые коллеги!
Департамент сообщает, что Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год
- Отцы и дети,
- Мечта и реальность,
- Месть и великодушие,
- Искусство и ремесло,
- Доброта и жестокость.
Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». При получении за итоговое сочинение неудовлетворительного результата, выпускник дважды имеет возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).Время написания – 3 часа 55 минут.
Темы сочинений станут известны за 15 минут до начала экзамена.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
Изложение вправе писать следующие категории лиц:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Просим довести данную информацию до руководителей общеобразовательных организаций, методических служб, учителей русского языка и литературы с целью организации работы по подготовке выпускников к итоговому сочинению (изложению) в 2018/2019 учебном году, а также разместить на стендах и официальных сайтах общеобразовательных организаций для ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей).
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Первый заместитель директора департамента
|
С.В. Астафьева
|
|
Пиленкова Ирина Николаевна
40-08-66
Приложение
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения
|
|
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Советская ул., д. Телефон (4852) 40-18-95 Факс (4852) 72-83-81 e-mail: http://yarregion.ru/depts/dobr ОКПО 00097608, ОГРН 1027600681195, ИНН/КПП 7604037302/760401001
__________________№______________
На № от |
|
Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования
Руководителям государственных профессиональных образовательных организаций, государственных общеобразовательных организаций (по списку рассылки)
ГОУ ЯО «Рыбинская общеобразовательная школа» ГОУ ЯО «Ярославская школа № 16» ГОУ ЯО «Ярославская школа № 21» ГОУ ЯО «Центр помощи детям» |