Тема: Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.
Класс: 4 класс.
УМК «Школа России»
Цель: формировать умение применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Задачи:
1. Способствовать развитию навыка определения падежа имени прилагательного.
2. Развивать умение написания безударных окончаний, пользуясь алгоритмом.
3. Развивать умение распознавать данную орфограмму.
4. Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. На основе анализа объектов делать выводы.
2. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оборудование:
- интерактивная доска, компьютер, презентация.
Дополнительный материал:
- карточки со словарными словами;
- тест (раздаточный материал);
- листы продвижения (раздаточный материал).
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ для начальной школы на уроке – 15 минут.
Нормы соблюдены.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте своим товарищам хорошего настроения на весь учебный день. Посмотрите на меня. Я тоже желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.
II. Минутка чистописания.
- Запишем число, классная работа.
- Сегодня мы повторяем написание соединений с гласной о.
III. Словарная работа.
1) Учитель показывает по очереди карточки с пропущенными буквами. Ученики через запятую записывают слова, вставляя пропущенную букву.
2) Самопроверка.
Учитель переворачивает карточки, показывает словарные слова со вставленными буквами. Дети проверяют и исправляют ошибки.
3) Анализ словарной работы.
- Кто не допустил ни одной ошибки?
- Кто сделал 1-2 ошибки?
- Кто сделал больше 2 ошибок?
IV. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
1) – Подберите определения к словам (устно):
ДОМ – большой, синий, красивый.
ЛЕНТА – длинная, синяя.
СЕЛО – дальнее, родное
2) Делаем вывод:
- Прилагательные мужского рода единственного числа именительного падежа имеют окончания: -ый, -ий, -ой.
- Прилагательные женского рода единственного числа именительного падежа имеют окончания: -ая, -яя.
- Прилагательные среднего рода единственного числа именительного падежа имеют окончания: -ое, -ее.
3) – Сформулируйте тему урока. (Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе) – Презентация: слайд №1
- Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? (Учиться писать падежные окончания имен прилагательных в единственном числе)
V. Работа с текстом. (элементы смыслового чтения на уроке русского языка)
Презентация: слайд №2-1
1) Знакомство с содержанием текста.
- Прочитайте текст. Определите, в каком предложении заключается главная мысль.
Пришёл суров.. февраль. Птицы не рады морозу. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пухов.., теплы.. перья защищают от холода, но не от голода. Голодн.. птице морозн.. день – это смерть. Помогите птицам зимой!
- Обоснуйте свое мнение.
- Как понимаете значение слова «суровый»?
- В суровую зиму из 10 птиц выживает только одна. Девять гибнут.
- Чем мы можем помочь птицам?
- Верно! Сделать и развесить кормушки. Но, главное, не забывать каждый день насыпать в них корм.
2) Озаглавливание текста. (слайд №2-2)
- Выберите заголовок, подходящий к данному тексту. Обоснуйте свой выбор.
1. Суровый февраль.
2. Февраль.
3. Птицы голодают.
4. Помогите птицам зимой!
- Может ли предложение, в котором заключается главная мысль быть заголовком к тексту? (слайд №2-3)
3) Задания по тексту:
1. Спишите текст. Определите морфологические признаки прилагательных, допишите окончания.
2. Первое предложение разберите по членам предложения.
Физкультурная пауза: Ходьба на месте 20-30 с. Темп средний.
1. Исходное положение — основная стойка.
1 — руки вперед, ладони книзу.
2 — руки в стороны, ладони кверху.
3 — встать на носки, руки вверх, прогнуться.
4 — исходное положение.
Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
3. В 5 предложении найдите и обведите в кружок слова, в которых все согласные звонкие.
4. Разберите по составу прилагательные: пуховые, голодный.
5. Просклоняйте прилагательное морозный (день).
VI. Тест по изученной теме. (раздаточный материал)
- Выбери правильный ответ:
1.Имя прилагательное – часть речи, которая:
а) обозначает предмет
б) обозначает признак предмета
в) обозначает действие или состояние
2. Укажи имя прилагательное:
а) белеть
б) белый
в) белизна
3. У прилагательного нет следующего признака:
а) времени
б) числа
в) рода
4. Указать имена прилагательные с окончанием –ая:
а) дальн… дорога
б) осенн… стужа
в) лучш… ученица
5. Укажите, в каких словах пишется окончание –ий:
а) у син… реки
б) зимн.. пейзаж
в) свеж… зеленью
6. Укажите, в каких словах пишется окончание –ей:
а) крепк.. сон
б) зимн… погодой
в) вечерн… звон
Проверь себя (слайд №3): Б, Б, А, В, Б, Б.
Нет ошибок – 5
1 ошибка – 4
2-3 ошибки – 3
4 и более – 2.
- Кто не допустил ни одной ошибки?
- Кто сделал 1-2 ошибки?
VII. Итог урока.
- Какую цель мы сегодня ставили на урок?
- Удалось ли нам достичь поставленной цели?
VIII. Рефлексия. (раздаточный материал)
Лист продвижения по теме:
1. |
Я активно работал на уроке. |
|
2. |
Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся. |
|
3. |
Я знаю, что такое имя прилагательное. |
|
4. |
Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных. |
|
5. |
Я научился писать прилагательные с безударными падежными окончаниями |
|
6. |
Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных. |
|
7. |
Я доволен своей работой |
IX. Домашнее задание: просклонять прилагательные: белый пушистый (снег).
Оценивание работы учащихся на уроке.
X. Интернет ресурсы:
https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/650233/
http://didaktor.ru/sushhestvuyut-li-normy-sanpina-po-ispolzovaniyu-interaktivnoj-doski/