Меню сайта

 

Планета друзей

 

Цели: развитие навыков общения, форми­рование умения быть точными, деликатны­ми, вежливыми; развитие речи; воспитание дружного детского коллектива, внимания друг к другу; включение учащихся в раз­личные элементы деятельности, позволяю­щие проявить и закрепить навыки нравст­венного поведения.

Форма проведения: игра «крестики-но­лики».

Оборудование: игровое поле «крести­ки-нолики», состоящее из 9 квадратов; кар­точки со словами; детские рисунки на тему «Мой лучший друг»; пословицы и поговор­ки о дружбе.

Ход классного часа.

— На наших классных часах-беседах мы пытаемся задуматься над очень важными вопросами, которые задаем себе: «Каким должен быть человек?», «Чем я должен ру­ководствоваться в отношениях с други­ми?», «Что для этого я должен сделать?», «Должен ли я подчиняться правилам пове­дения?», «Какими должны быть эти прави­ла?» Конечно, эти вопросы возникают не­случайно. Ведь человек живет среди людей. Много зависит от того, как он строит свои отношения с окружающими, как оценивает себя и свое поведение. Подтвердить эту мысль хочется словами поэта А. Межирова. Они будут служить эпиграфом к нашему классному часу, который пройдет в виде иг­ры «крестики-нолики».

Нелегок труд заводов и полей,

Но есть работа много тяжелей.

Работа эта — быть среди людей.

Я предлагаю вам создать сегодня свои правила общения между членами нашего коллектива. Для этого мы разделимся на две команды — «Крестики» и «Нолики». Подойдите к лототрону, вытащите билет и займите место в своей команде.

На столах появляются таблички с назва­ниями команд.

  • Команды определились, теперь нам нужно выбрать капитанов. Предлагаю каж­дой команде сделать это в течение одной ми­нуты. Как и в любой игре, нам необходимо жюри, которое будет следить за работой ко­манд и поможет нам определить победителя.

Учитель представляет жюри участни­кам игры.

  • Послушайте правила игры. Первое, о чем мы не должны забывать, — ради чего мы играем. (Чтобы создать правила обще­ния.)

На доске появляется игровое поле

  • Игровое поле состоит из 9 клеток с за­даниями. Команда может открыть любую клетку, назвав ее номер. Выполнять зада­ние будут обе команды. Если команда, от­крывшая клетку, правильно выполнит зада­ние, то она получает очко, а в этой клетке появится крестик или нолик. Важно, чтобы
  • Народная мудрость гласит 1
  • Задачи не на сложение, а на уважение 4

Веселая разминка! 7

  • Давайте говорить друг другу комплименты 2
  • Что такое отзывчивость? 5

Конфликт 8

  • Волшебные слова
  • 3

Пантомима 6

  • Поэтическая игра
  • «Словарь волшебных слов» 9
 

 

после выполнения задания команда сфор­мулировала правило общения, которому оно посвящено. Если команда не справля­ется с заданием, то у другой команды есть возможность заработать очко. В конце игры мы посмотрим на рисунок нашего игрового поля и определим победителя. Каждое сле­дующее задание выбирается по очереди. На поле вам встретится клеточка-сюрприз. Открыв ее, команда сразу получает очко. Главное условие успешной работы в груп­пе — быть внимательными и активными, работать быстро и слушать капитана.

Ниже приведем задания, которые вы­полняют игроки.

Игровое поле 1

Команда получает листы с частями пос­ловиц. Ученики должны соединить части пословицы и прочитать их. На выполнение задания дается одна минута.

Кто любит добрые дела,

Доброе слово лечит,

Доброго чтут,

Не ищи красоты —

Злой не верит,

Не одежда красит человека,

а злого жалуют.

а злое калечит.

ищи доброты.

что есть добрый.

тому и жизнь мила.

а его добрые дела.

— Какое качество народа описывается в этих пословицах и поговорках? (Доброта.) Что означает это слово? С. Ожегов в Толковом словаре дал такое определение этому слову: «Доброта — это отзывчи­вость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Одним из качеств, определяющих доброту, яв­ляется доброжелательность — желание добра.

На доске появляется правило: будь доб­рожелательным.

  • Послушайте стихотворение о доброте.

Где красота — там доброта.

Их разлучить ничто не может.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа. И нам без них не обойтись Ни светлым днем, ни днем дождливым, И если хочешь быть красивым, Ты добротою поделись!

В. Суслов

  • Не забывайте это мудрое правило!

Игровое поле 2

  • Знание вежливых слов и умение быть воспитанным пригодится нам для того, что­бы говорить друг другу комплименты. Что означает слово комплимент? Вы должны, поворачиваясь друг к другу, говорить комп­лименты. Жюри проследит за тем, все ли в команде умеют говорить комплименты. Ес­ли команда будет молчать, то у другой ко­манды появится возможность сказать комплименты друг другу.

Какое правило общения мы запишем? (Умей говорить комплименты.)

Послушайте, что сказал о комплиментах поэт Б. Окуджава.

Давайте восклицать, Др}т другом восхищаться, Высокопарных слов Не надо опасаться.

Давайте понимать Друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, Не ошибиться снова.

Жюри обсуждает результаты двух кон­курсов.

Игровое поле 3

Волшебные слова

— Каждая команда должна закончить предложение, записанное на карточке.

Капитаны команд вытягивают карточки с предложениями.

  1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо).
  2. Зазеленеет старый пень, когда услы­шит… (добрый день).
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).
  4. Мальчик, вежливый и развитый, гово­рит при встрече… (здравствуйте).
  5. Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста).
  6. И во Франции, и в Дании на про­щание говорят… (до свидания).
  • О каком правиле общения мы погово­рили, выполняя это задание? (О вежливос­ти.) Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Добрые слова — это цветы человеческой ду­ши. Не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим.

Ученики формулируют правило: при общении важно быть вежливым.

 

 

 

Игровое поле 4

— Решите необычные задачи.

Задача 1. Одна девочка жаловалась маме: «Во дворе один мальчик зовет меня Лидкой». Мама спросила: «А как ты его зо­вешь?» Девочка ответила: «Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

  • Права ли Лида?

Задача 2. Мальчик крикнул прохоже­му: «Скажите, сколько сейчас часов?» Он допустил несколько ошибок. Какие? (Не следовало кричать, а надо спросить спокой­но: «Который сейчас час?» Также надо ис­пользовать слова пожалуйста, спасибо.)

Задача 3. Два мальчика, 8 и 11 лет, столкнулись в дверях и никак не могут ра­зойтись. Кто из них должен уступить дорогу?

  • О каком правиле общения не надо за­бывать? (Об уважении.)

Жюри подводит промежуточные итоги.

Игровое поле 5

  • Послушайте стихотворение А.Л. Бар- то «Разговор с дочкой».
  • Мне не хватает теплоты, —

Она сказала дочке.

Дочь удивилась:

  • Мерзнешь ты и в летние денечки?
  • Ты не поймешь, еще мала, —

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит:

  • Я поняла! —

И тащит одеяло.

  • Нужно ли маме одеяло? Как отогреть маму? Назовите ласковые слова для мамы. Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Рукавички я забыла». Подумайте над тем, чему оно нас учит.

На бульваре снежный бой,

Здесь и я — само собой.

Ой, что было, ой, что было?

Сколько было хохота!

Рукавички я забыла —

Вот что было плохо-то!

Вдруг девчушка лет восьми говорит:

  • Возьми! Возьми! —

И снимает варежку

С вышивкой по краешку.

  • Буду левой бить пока, —

Мне кричит издалека.

Я в блаженстве плаваю,

Грею руку правую.

Снежный бой, снежный бой.

Здесь и я — само собой.

Все в атаку напролом! Из снежков метелица. Хорошо, когда теплом Кто-нибудь поделится.

  • Чему учит это стихотворение? (От­зывчивости.) Как нужно относиться друг к другу? (С участием, заботой.) Сформули­руйте соответствующее правило.

Игровое поле 6

  • Что такое пантомима? (Представле­ние без слов, с помощью жестов, мимики.)

Команды получают задание изобразить пантомимой настроение, чувства, эмоции, которые присущи конкретной ситуации.

Капитаны вытягивают листы с записан­ными на них ситуациями.

Ситуация 1. Нахмуриться, как осенняя туча.

Ситуация 2. Изобразить детей, которые смотрят веселые мультфильмы.

Ситуация 3. Изобразить «Остров плакс».

Ситуация 4. Изобразить думающих уче­ников.

Ситуация 5. Улыбнуться, как солнышко.

Ситуация 6. Изобразить учеников, кото­рые получили на всех уроках 5.

  • Важны ли мимика и жесты при обще­нии? Важно научиться распознавать язык жестов, индивидуальные особенности ми­мики, т.е. как бы читать людей, настраива­ясь на положительное общение. Только когда мы будем чутко и внимательно отно­ситься друг к другу, тогда мы сможем по­нять и оценить, что чувствует собеседник, его эмоции, переживания. Поэтому во взаи­моотношениях нужно проявлять чуткость и внимательность. Это следующее правило общения.

Жюри подводит промежуточные итоги.

Игровое поле 7

  • Вы открыли сюрприз. По его назва­нию вы догадались, что мы будем отдыхать. Я предлагаю вам встать и подвигаться. Я буду называть качество. Если оно положи­тельное, то вы должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши один раз, если отрица­тельное — два раза топнуть ногой, присесть и встать.

Учитель называет слова аккуратность, безразличие, благородство, верность, гру­бость, вежливость, жадность, жестокость, искренность, клевета, лень, милосердие, нежность, ненависть, сочувствие.

Игровое поле 8

  • Как вы понимаете значение слова конфликт? Не часто встретишь человека, который бы никогда в жизни ни с кем не ссорился. Послушайте стихотворение С. Погорельского «Два друга» и попытай­тесь ответить на вопрос: «Как быть, если ссора уже произошла?»

Побил меня Гуляев Колька: Зачем снежком я запустил? Но я реветь не стал нисколько, Я молча слезы проглотил.

Пришел домой, захлопнул двери. Ничком свалился на кровать. А я-то в нашу дружбу верил!.. Но больше дружбе не бывать!

А собирались всем делиться, Как настоящие друзья! На теплоход один проситься: Матросом — ты, матросом — я!

Хотели вместе мы по свету Поплавать вдоль и поперек… Ах, Колька, Колька, что ж ты это? Такую дружбу не сберег?

Ты не сберег мечты хорошей, И вот всему конец теперь!.. Но чьи шаги у нас в прихожей? Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да, это Колька — так несмело Вошел с поникшей головой: — Прости уж! Сердишься? За дело! Беда, горячий я такой!

Я подхожу к нему мириться И говорю ему: — Ну что ж! Я не сержусь: чего сердиться? Я так и знал, что ты придешь.

  • Как быть, если ссора уже произошла? Советую вам избегать конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Ссоры вырабаты­вают плохие черты характера. Человек стано­вится сварливым, несдержанным, злым.

Во время спора будьте сдержанными, так­тичными. Никогда никого не упрекайте, но если все-таки упреки прозвучали и ссора сос­тоялась, то не забудьте помириться. Чему нас научило это стихотворение? (Стараться не ссориться, быть сдержанными, тактичными.) Сформулируйте соответствующее правило.

Послушайте отрывок из стихотворения Р. Гамзатова.

Знай, мой друг, вражде и дружбе дену, Ты судом поспешным не греши. Гнев на друга, может быть мгновенный, Изливать покуда не спеши. Может, друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай, Провинился друг и повинился, Ты ему греха не поминай. Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей, На земле друзей не так уж много, Опасайтесь потерять друзей.

Игровое поле 9

  • Прежде чем выслушать жюри, вспом­ним цель нашей игры. (Создать правила об­щения в нашем классе.) Удалось ли нам это? Запишите их на листочках, которые лежат у вас на столах. Эти правила обще­ния вы будете соблюдать. Тогда у вас непременно появятся настоящие друзья. Поэтому планету Земля можно будет назвать «Планетой друзей».

После слов жюри ученики исполняют песню «Дорогою Добра»

(сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова).