Меню сайта

 

Планета друзей

 

Цели: развитие навыков общения, форми­рование умения быть точными, деликатны­ми, вежливыми; развитие речи; воспитание дружного детского коллектива, внимания друг к другу; включение учащихся в раз­личные элементы деятельности, позволяю­щие проявить и закрепить навыки нравст­венного поведения.

Форма проведения: игра «крестики-но­лики».

Оборудование: игровое поле «крести­ки-нолики», состоящее из 9 квадратов; кар­точки со словами; детские рисунки на тему «Мой лучший друг»; пословицы и поговор­ки о дружбе.

Ход классного часа.

— На наших классных часах-беседах мы пытаемся задуматься над очень важными вопросами, которые задаем себе: «Каким должен быть человек?», «Чем я должен ру­ководствоваться в отношениях с други­ми?», «Что для этого я должен сделать?», «Должен ли я подчиняться правилам пове­дения?», «Какими должны быть эти прави­ла?» Конечно, эти вопросы возникают не­случайно. Ведь человек живет среди людей. Много зависит от того, как он строит свои отношения с окружающими, как оценивает себя и свое поведение. Подтвердить эту мысль хочется словами поэта А. Межирова. Они будут служить эпиграфом к нашему классному часу, который пройдет в виде иг­ры «крестики-нолики».

Нелегок труд заводов и полей,

Но есть работа много тяжелей.

Работа эта — быть среди людей.

Я предлагаю вам создать сегодня свои правила общения между членами нашего коллектива. Для этого мы разделимся на две команды — «Крестики» и «Нолики». Подойдите к лототрону, вытащите билет и займите место в своей команде.

На столах появляются таблички с назва­ниями команд.

  • Команды определились, теперь нам нужно выбрать капитанов. Предлагаю каж­дой команде сделать это в течение одной ми­нуты. Как и в любой игре, нам необходимо жюри, которое будет следить за работой ко­манд и поможет нам определить победителя.

Учитель представляет жюри участни­кам игры.

  • Послушайте правила игры. Первое, о чем мы не должны забывать, — ради чего мы играем. (Чтобы создать правила обще­ния.)

На доске появляется игровое поле

  • Игровое поле состоит из 9 клеток с за­даниями. Команда может открыть любую клетку, назвав ее номер. Выполнять зада­ние будут обе команды. Если команда, от­крывшая клетку, правильно выполнит зада­ние, то она получает очко, а в этой клетке появится крестик или нолик. Важно, чтобы
  • Народная мудрость гласит 1
  • Задачи не на сложение, а на уважение 4

Веселая разминка! 7

  • Давайте говорить друг другу комплименты 2
  • Что такое отзывчивость? 5

Конфликт 8

  • Волшебные слова
  • 3

Пантомима 6

  • Поэтическая игра
  • «Словарь волшебных слов» 9
 

 

после выполнения задания команда сфор­мулировала правило общения, которому оно посвящено. Если команда не справля­ется с заданием, то у другой команды есть возможность заработать очко. В конце игры мы посмотрим на рисунок нашего игрового поля и определим победителя. Каждое сле­дующее задание выбирается по очереди. На поле вам встретится клеточка-сюрприз. Открыв ее, команда сразу получает очко. Главное условие успешной работы в груп­пе — быть внимательными и активными, работать быстро и слушать капитана.

Ниже приведем задания, которые вы­полняют игроки.

Игровое поле 1

Команда получает листы с частями пос­ловиц. Ученики должны соединить части пословицы и прочитать их. На выполнение задания дается одна минута.

Кто любит добрые дела,

Доброе слово лечит,

Доброго чтут,

Не ищи красоты —

Злой не верит,

Не одежда красит человека,

а злого жалуют.

а злое калечит.

ищи доброты.

что есть добрый.

тому и жизнь мила.

а его добрые дела.

— Какое качество народа описывается в этих пословицах и поговорках? (Доброта.) Что означает это слово? С. Ожегов в Толковом словаре дал такое определение этому слову: «Доброта — это отзывчи­вость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Одним из качеств, определяющих доброту, яв­ляется доброжелательность — желание добра.

На доске появляется правило: будь доб­рожелательным.

  • Послушайте стихотворение о доброте.

Где красота — там доброта.

Их разлучить ничто не может.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа. И нам без них не обойтись Ни светлым днем, ни днем дождливым, И если хочешь быть красивым, Ты добротою поделись!

В. Суслов

  • Не забывайте это мудрое правило!

Игровое поле 2

  • Знание вежливых слов и умение быть воспитанным пригодится нам для того, что­бы говорить друг другу комплименты. Что означает слово комплимент? Вы должны, поворачиваясь друг к другу, говорить комп­лименты. Жюри проследит за тем, все ли в команде умеют говорить комплименты. Ес­ли команда будет молчать, то у другой ко­манды появится возможность сказать комплименты друг другу.

Какое правило общения мы запишем? (Умей говорить комплименты.)

Послушайте, что сказал о комплиментах поэт Б. Окуджава.

Давайте восклицать, Др}т другом восхищаться, Высокопарных слов Не надо опасаться.

Давайте понимать Друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, Не ошибиться снова.

Жюри обсуждает результаты двух кон­курсов.

Игровое поле 3

Волшебные слова

— Каждая команда должна закончить предложение, записанное на карточке.

Капитаны команд вытягивают карточки с предложениями.

  1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо).
  2. Зазеленеет старый пень, когда услы­шит… (добрый день).
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).
  4. Мальчик, вежливый и развитый, гово­рит при встрече… (здравствуйте).
  5. Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста).
  6. И во Франции, и в Дании на про­щание говорят… (до свидания).
  • О каком правиле общения мы погово­рили, выполняя это задание? (О вежливос­ти.) Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Добрые слова — это цветы человеческой ду­ши. Не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим.

Ученики формулируют правило: при общении важно быть вежливым.

 

 

 

Игровое поле 4

— Решите необычные задачи.

Задача 1. Одна девочка жаловалась маме: «Во дворе один мальчик зовет меня Лидкой». Мама спросила: «А как ты его зо­вешь?» Девочка ответила: «Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

  • Права ли Лида?

Задача 2. Мальчик крикнул прохоже­му: «Скажите, сколько сейчас часов?» Он допустил несколько ошибок. Какие? (Не следовало кричать, а надо спросить спокой­но: «Который сейчас час?» Также надо ис­пользовать слова пожалуйста, спасибо.)

Задача 3. Два мальчика, 8 и 11 лет, столкнулись в дверях и никак не могут ра­зойтись. Кто из них должен уступить дорогу?

  • О каком правиле общения не надо за­бывать? (Об уважении.)

Жюри подводит промежуточные итоги.

Игровое поле 5

  • Послушайте стихотворение А.Л. Бар- то «Разговор с дочкой».
  • Мне не хватает теплоты, —

Она сказала дочке.

Дочь удивилась:

  • Мерзнешь ты и в летние денечки?
  • Ты не поймешь, еще мала, —

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит:

  • Я поняла! —

И тащит одеяло.

  • Нужно ли маме одеяло? Как отогреть маму? Назовите ласковые слова для мамы. Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Рукавички я забыла». Подумайте над тем, чему оно нас учит.

На бульваре снежный бой,

Здесь и я — само собой.

Ой, что было, ой, что было?

Сколько было хохота!

Рукавички я забыла —

Вот что было плохо-то!

Вдруг девчушка лет восьми говорит:

  • Возьми! Возьми! —

И снимает варежку

С вышивкой по краешку.

  • Буду левой бить пока, —

Мне кричит издалека.

Я в блаженстве плаваю,

Грею руку правую.

Снежный бой, снежный бой.

Здесь и я — само собой.

Все в атаку напролом! Из снежков метелица. Хорошо, когда теплом Кто-нибудь поделится.

  • Чему учит это стихотворение? (От­зывчивости.) Как нужно относиться друг к другу? (С участием, заботой.) Сформули­руйте соответствующее правило.

Игровое поле 6

  • Что такое пантомима? (Представле­ние без слов, с помощью жестов, мимики.)

Команды получают задание изобразить пантомимой настроение, чувства, эмоции, которые присущи конкретной ситуации.

Капитаны вытягивают листы с записан­ными на них ситуациями.

Ситуация 1. Нахмуриться, как осенняя туча.

Ситуация 2. Изобразить детей, которые смотрят веселые мультфильмы.

Ситуация 3. Изобразить «Остров плакс».

Ситуация 4. Изобразить думающих уче­ников.

Ситуация 5. Улыбнуться, как солнышко.

Ситуация 6. Изобразить учеников, кото­рые получили на всех уроках 5.

  • Важны ли мимика и жесты при обще­нии? Важно научиться распознавать язык жестов, индивидуальные особенности ми­мики, т.е. как бы читать людей, настраива­ясь на положительное общение. Только когда мы будем чутко и внимательно отно­ситься друг к другу, тогда мы сможем по­нять и оценить, что чувствует собеседник, его эмоции, переживания. Поэтому во взаи­моотношениях нужно проявлять чуткость и внимательность. Это следующее правило общения.

Жюри подводит промежуточные итоги.

Игровое поле 7

  • Вы открыли сюрприз. По его назва­нию вы догадались, что мы будем отдыхать. Я предлагаю вам встать и подвигаться. Я буду называть качество. Если оно положи­тельное, то вы должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши один раз, если отрица­тельное — два раза топнуть ногой, присесть и встать.

Учитель называет слова аккуратность, безразличие, благородство, верность, гру­бость, вежливость, жадность, жестокость, искренность, клевета, лень, милосердие, нежность, ненависть, сочувствие.

Игровое поле 8

  • Как вы понимаете значение слова конфликт? Не часто встретишь человека, который бы никогда в жизни ни с кем не ссорился. Послушайте стихотворение С. Погорельского «Два друга» и попытай­тесь ответить на вопрос: «Как быть, если ссора уже произошла?»

Побил меня Гуляев Колька: Зачем снежком я запустил? Но я реветь не стал нисколько, Я молча слезы проглотил.

Пришел домой, захлопнул двери. Ничком свалился на кровать. А я-то в нашу дружбу верил!.. Но больше дружбе не бывать!

А собирались всем делиться, Как настоящие друзья! На теплоход один проситься: Матросом — ты, матросом — я!

Хотели вместе мы по свету Поплавать вдоль и поперек… Ах, Колька, Колька, что ж ты это? Такую дружбу не сберег?

Ты не сберег мечты хорошей, И вот всему конец теперь!.. Но чьи шаги у нас в прихожей? Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да, это Колька — так несмело Вошел с поникшей головой: — Прости уж! Сердишься? За дело! Беда, горячий я такой!

Я подхожу к нему мириться И говорю ему: — Ну что ж! Я не сержусь: чего сердиться? Я так и знал, что ты придешь.

  • Как быть, если ссора уже произошла? Советую вам избегать конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Ссоры вырабаты­вают плохие черты характера. Человек стано­вится сварливым, несдержанным, злым.

Во время спора будьте сдержанными, так­тичными. Никогда никого не упрекайте, но если все-таки упреки прозвучали и ссора сос­тоялась, то не забудьте помириться. Чему нас научило это стихотворение? (Стараться не ссориться, быть сдержанными, тактичными.) Сформулируйте соответствующее правило.

Послушайте отрывок из стихотворения Р. Гамзатова.

Знай, мой друг, вражде и дружбе дену, Ты судом поспешным не греши. Гнев на друга, может быть мгновенный, Изливать покуда не спеши. Может, друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай, Провинился друг и повинился, Ты ему греха не поминай. Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей, На земле друзей не так уж много, Опасайтесь потерять друзей.

Игровое поле 9

  • Прежде чем выслушать жюри, вспом­ним цель нашей игры. (Создать правила об­щения в нашем классе.) Удалось ли нам это? Запишите их на листочках, которые лежат у вас на столах. Эти правила обще­ния вы будете соблюдать. Тогда у вас непременно появятся настоящие друзья. Поэтому планету Земля можно будет назвать «Планетой друзей».

После слов жюри ученики исполняют песню «Дорогою Добра»

(сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова).

 

Сайт больше не поддерживается и не обновляется. Вся информация, представленная на данном ресурсе, актуальна лишь в историческом контексте и может быть использована только для ознакомления. ×