Планета друзей
Цели: развитие навыков общения, формирование умения быть точными, деликатными, вежливыми; развитие речи; воспитание дружного детского коллектива, внимания друг к другу; включение учащихся в различные элементы деятельности, позволяющие проявить и закрепить навыки нравственного поведения.
Форма проведения: игра «крестики-нолики».
Оборудование: игровое поле «крестики-нолики», состоящее из 9 квадратов; карточки со словами; детские рисунки на тему «Мой лучший друг»; пословицы и поговорки о дружбе.
Ход классного часа.
— На наших классных часах-беседах мы пытаемся задуматься над очень важными вопросами, которые задаем себе: «Каким должен быть человек?», «Чем я должен руководствоваться в отношениях с другими?», «Что для этого я должен сделать?», «Должен ли я подчиняться правилам поведения?», «Какими должны быть эти правила?» Конечно, эти вопросы возникают неслучайно. Ведь человек живет среди людей. Много зависит от того, как он строит свои отношения с окружающими, как оценивает себя и свое поведение. Подтвердить эту мысль хочется словами поэта А. Межирова. Они будут служить эпиграфом к нашему классному часу, который пройдет в виде игры «крестики-нолики».
Нелегок труд заводов и полей,
Но есть работа много тяжелей.
Работа эта — быть среди людей.
Я предлагаю вам создать сегодня свои правила общения между членами нашего коллектива. Для этого мы разделимся на две команды — «Крестики» и «Нолики». Подойдите к лототрону, вытащите билет и займите место в своей команде.
На столах появляются таблички с названиями команд.
- Команды определились, теперь нам нужно выбрать капитанов. Предлагаю каждой команде сделать это в течение одной минуты. Как и в любой игре, нам необходимо жюри, которое будет следить за работой команд и поможет нам определить победителя.
Учитель представляет жюри участникам игры.
- Послушайте правила игры. Первое, о чем мы не должны забывать, — ради чего мы играем. (Чтобы создать правила общения.)
На доске появляется игровое поле
- Игровое поле состоит из 9 клеток с заданиями. Команда может открыть любую клетку, назвав ее номер. Выполнять задание будут обе команды. Если команда, открывшая клетку, правильно выполнит задание, то она получает очко, а в этой клетке появится крестик или нолик. Важно, чтобы
|
|
Веселая разминка! 7 |
|
|
Конфликт 8 |
|
Пантомима 6 |
|
после выполнения задания команда сформулировала правило общения, которому оно посвящено. Если команда не справляется с заданием, то у другой команды есть возможность заработать очко. В конце игры мы посмотрим на рисунок нашего игрового поля и определим победителя. Каждое следующее задание выбирается по очереди. На поле вам встретится клеточка-сюрприз. Открыв ее, команда сразу получает очко. Главное условие успешной работы в группе — быть внимательными и активными, работать быстро и слушать капитана.
Ниже приведем задания, которые выполняют игроки.
Игровое поле 1
Команда получает листы с частями пословиц. Ученики должны соединить части пословицы и прочитать их. На выполнение задания дается одна минута.
Кто любит добрые дела,
Доброе слово лечит,
Доброго чтут,
Не ищи красоты —
Злой не верит,
Не одежда красит человека,
а злого жалуют.
а злое калечит.
ищи доброты.
что есть добрый.
тому и жизнь мила.
а его добрые дела.
— Какое качество народа описывается в этих пословицах и поговорках? (Доброта.) Что означает это слово? С. Ожегов в Толковом словаре дал такое определение этому слову: «Доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Одним из качеств, определяющих доброту, является доброжелательность — желание добра.
На доске появляется правило: будь доброжелательным.
- Послушайте стихотворение о доброте.
Где красота — там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа. И нам без них не обойтись Ни светлым днем, ни днем дождливым, И если хочешь быть красивым, Ты добротою поделись!
В. Суслов
- Не забывайте это мудрое правило!
Игровое поле 2
- Знание вежливых слов и умение быть воспитанным пригодится нам для того, чтобы говорить друг другу комплименты. Что означает слово комплимент? Вы должны, поворачиваясь друг к другу, говорить комплименты. Жюри проследит за тем, все ли в команде умеют говорить комплименты. Если команда будет молчать, то у другой команды появится возможность сказать комплименты друг другу.
Какое правило общения мы запишем? (Умей говорить комплименты.)
Послушайте, что сказал о комплиментах поэт Б. Окуджава.
Давайте восклицать, Др}т другом восхищаться, Высокопарных слов Не надо опасаться.
Давайте понимать Друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, Не ошибиться снова.
Жюри обсуждает результаты двух конкурсов.
Игровое поле 3
Волшебные слова
— Каждая команда должна закончить предложение, записанное на карточке.
Капитаны команд вытягивают карточки с предложениями.
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо).
- Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день).
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).
- Мальчик, вежливый и развитый, говорит при встрече… (здравствуйте).
- Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста).
- И во Франции, и в Дании на прощание говорят… (до свидания).
- О каком правиле общения мы поговорили, выполняя это задание? (О вежливости.) Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Добрые слова — это цветы человеческой души. Не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим.
Ученики формулируют правило: при общении важно быть вежливым.
Игровое поле 4
— Решите необычные задачи.
Задача 1. Одна девочка жаловалась маме: «Во дворе один мальчик зовет меня Лидкой». Мама спросила: «А как ты его зовешь?» Девочка ответила: «Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Права ли Лида?
Задача 2. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Он допустил несколько ошибок. Какие? (Не следовало кричать, а надо спросить спокойно: «Который сейчас час?» Также надо использовать слова пожалуйста, спасибо.)
Задача 3. Два мальчика, 8 и 11 лет, столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу?
- О каком правиле общения не надо забывать? (Об уважении.)
Жюри подводит промежуточные итоги.
Игровое поле 5
- Послушайте стихотворение А.Л. Бар- то «Разговор с дочкой».
- Мне не хватает теплоты, —
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
- Мерзнешь ты и в летние денечки?
- Ты не поймешь, еще мала, —
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:
- Я поняла! —
И тащит одеяло.
- Нужно ли маме одеяло? Как отогреть маму? Назовите ласковые слова для мамы. Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Рукавички я забыла». Подумайте над тем, чему оно нас учит.
На бульваре снежный бой,
Здесь и я — само собой.
Ой, что было, ой, что было?
Сколько было хохота!
Рукавички я забыла —
Вот что было плохо-то!
Вдруг девчушка лет восьми говорит:
- Возьми! Возьми! —
И снимает варежку
С вышивкой по краешку.
- Буду левой бить пока, —
Мне кричит издалека.
Я в блаженстве плаваю,
Грею руку правую.
Снежный бой, снежный бой.
Здесь и я — само собой.
Все в атаку напролом! Из снежков метелица. Хорошо, когда теплом Кто-нибудь поделится.
- Чему учит это стихотворение? (Отзывчивости.) Как нужно относиться друг к другу? (С участием, заботой.) Сформулируйте соответствующее правило.
Игровое поле 6
- Что такое пантомима? (Представление без слов, с помощью жестов, мимики.)
Команды получают задание изобразить пантомимой настроение, чувства, эмоции, которые присущи конкретной ситуации.
Капитаны вытягивают листы с записанными на них ситуациями.
Ситуация 1. Нахмуриться, как осенняя туча.
Ситуация 2. Изобразить детей, которые смотрят веселые мультфильмы.
Ситуация 3. Изобразить «Остров плакс».
Ситуация 4. Изобразить думающих учеников.
Ситуация 5. Улыбнуться, как солнышко.
Ситуация 6. Изобразить учеников, которые получили на всех уроках 5.
- Важны ли мимика и жесты при общении? Важно научиться распознавать язык жестов, индивидуальные особенности мимики, т.е. как бы читать людей, настраиваясь на положительное общение. Только когда мы будем чутко и внимательно относиться друг к другу, тогда мы сможем понять и оценить, что чувствует собеседник, его эмоции, переживания. Поэтому во взаимоотношениях нужно проявлять чуткость и внимательность. Это следующее правило общения.
Жюри подводит промежуточные итоги.
Игровое поле 7
- Вы открыли сюрприз. По его названию вы догадались, что мы будем отдыхать. Я предлагаю вам встать и подвигаться. Я буду называть качество. Если оно положительное, то вы должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши один раз, если отрицательное — два раза топнуть ногой, присесть и встать.
Учитель называет слова аккуратность, безразличие, благородство, верность, грубость, вежливость, жадность, жестокость, искренность, клевета, лень, милосердие, нежность, ненависть, сочувствие.
Игровое поле 8
- Как вы понимаете значение слова конфликт? Не часто встретишь человека, который бы никогда в жизни ни с кем не ссорился. Послушайте стихотворение С. Погорельского «Два друга» и попытайтесь ответить на вопрос: «Как быть, если ссора уже произошла?»
Побил меня Гуляев Колька: Зачем снежком я запустил? Но я реветь не стал нисколько, Я молча слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери. Ничком свалился на кровать. А я-то в нашу дружбу верил!.. Но больше дружбе не бывать!
А собирались всем делиться, Как настоящие друзья! На теплоход один проситься: Матросом — ты, матросом — я!
Хотели вместе мы по свету Поплавать вдоль и поперек… Ах, Колька, Колька, что ж ты это? Такую дружбу не сберег?
Ты не сберег мечты хорошей, И вот всему конец теперь!.. Но чьи шаги у нас в прихожей? Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да, это Колька — так несмело Вошел с поникшей головой: — Прости уж! Сердишься? За дело! Беда, горячий я такой!
Я подхожу к нему мириться И говорю ему: — Ну что ж! Я не сержусь: чего сердиться? Я так и знал, что ты придешь.
- Как быть, если ссора уже произошла? Советую вам избегать конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Ссоры вырабатывают плохие черты характера. Человек становится сварливым, несдержанным, злым.
Во время спора будьте сдержанными, тактичными. Никогда никого не упрекайте, но если все-таки упреки прозвучали и ссора состоялась, то не забудьте помириться. Чему нас научило это стихотворение? (Стараться не ссориться, быть сдержанными, тактичными.) Сформулируйте соответствующее правило.
Послушайте отрывок из стихотворения Р. Гамзатова.
Знай, мой друг, вражде и дружбе дену, Ты судом поспешным не греши. Гнев на друга, может быть мгновенный, Изливать покуда не спеши. Может, друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай, Провинился друг и повинился, Ты ему греха не поминай. Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей, На земле друзей не так уж много, Опасайтесь потерять друзей.
Игровое поле 9
- Прежде чем выслушать жюри, вспомним цель нашей игры. (Создать правила общения в нашем классе.) Удалось ли нам это? Запишите их на листочках, которые лежат у вас на столах. Эти правила общения вы будете соблюдать. Тогда у вас непременно появятся настоящие друзья. Поэтому планету Земля можно будет назвать «Планетой друзей».
После слов жюри ученики исполняют песню «Дорогою Добра»
(сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова).