РАССМОТРЕНО на совещании педагогического совета МОУ Бурмакинская СОШ №2 Протокол № от «__» ______201_ г. |
|
«Утверждаю» Директор МОУ Бурмакинская СОШ №2 ____________ С.А. Зрулина «___» ___________ 201_ г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
о курсах по выбору в рамках предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов и элективных учебных предметах в рамках профильного обучения обучающихся 10 – 11-х классов,
муниципального общеобразовательного учреждения Бурмакинская средняя школа №2
1. Общие положения
-
- Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министра образования от 18.07.02 №2783, Приложением к письму Министерства образования Российской Федерации от 20.08.03 г. №03-51-157 ин/13-03 «Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/2004 учебный год», информационным письмом Министерства образования Российской Федерации об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования от 13.11.03 №14-51-277/13-03, Приложением к приказу Министерства образования Российской Федерации от 09.03.04 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями), Приложением к письму Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» от 04.03.10 №03-413.
- Курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки обучающихся (далее –курсы по выбору), элективные учебные предметы в рамках профильного обучения (далее – элективный курс) составляют компонент образовательного учреждения базисного учебного плана, являются важной содержательной частью предпрофильной подготовки и профильного обучения. Курсы по выбору, элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого обучающегося, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ при реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения. Объем часов, обязательный для усвоения каждым обучающимся, указывается в учебном плане образовательного учреждения. Количество, направление курсов по выбору, элективных курсов в объеме часов, предусмотренных учебным планом МОУ БСОШ №2, выбирается обучающимся самостоятельно на основе перечня, предоставляемого образовательным учреждением.
- Настоящее Положение определяет виды, функции, цели и задачи, особенности организации курсов по выбору, элективных курсов. Функции курсов по выбору – ориентация обучающихся девятых классов в отношении направлений их возможного выбора после окончания основного (общего) образования, элективных курсов – в предоставлении возможности изучения тем, выходящих за рамки содержания основных предметов , для внутрипрофильной специализации обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий. Цели и задачи элективных курсов – ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, на подготовку осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
- Тематика и содержание курсов по выбору, элективных курсов должны отвечать следующим требованиям:
- иметь социальную личностную значимость, актуальность для подготовки квалифицированных кадров и для личностного развития обучающихся;
- способствовать социализации и адаптации обучающихся, предоставлять возможность выбора для индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения;
- поддерживать изучение базовых общеобразовательных предметов;
- обладать значительным развивающим потенциалом, содействовать развитию общеучебных, интеллектуальных, профессиональных навыков, ключевых компетенций.
2. Виды и задачи элективных курсов
2.1 Курсы по выбору:
- Предметно-ориентированные курсы
Задачи курсов данного вида:
- создать условия девятикласснику для реализации личных приоритетных предметных интересов;
- уточнить готовность и способность осваивать предмет на повышенном уровне;
- создать условия для осознанного выбора и успешной сдачи экзаменов по выбору, т.е. наиболее вероятным предметам будущего профилирования.
- Межпредметные (ориентационные) курсы
Задачи курсов данного вида:
- формировать у обучающихся способности и умения ориентации в мире современных профессий;
- знакомить на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям;
- поддерживать мотивацию к тому или иному профилю.
2.2 Элективные курсы профильного обучения:
- Курсы, «надстройки» профильного учебного предмета
Задачи курсов данного вида: обеспечить повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета.
- Курсы, направленные на развитие содержания одного из базовых предметов
Задачи курсов данного вида: создать условия обучающемуся в классе, где выбранный предмет изучается на базовом уровне, подготовиться к Единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ) по этому предмету на повышенном уровне.
- Курсы, направленные на обеспечение межпредметных связей
Задачи курсов данного вида: создать условия для изучения смежных учебных предметов на профильном уровне.
- Курсы, носящие «внепредметный» или «надпредметный» характер
Задачи курсов данного вида: создать условия для удовлетворения познавательных интересов обучающихся, выходящих за рамки традиционных предметов среднего (полного) общего образования, распространяющихся на область деятельности человека; призваны оказать содействие в выборе будущей профессиональной деятельности в рамках изучаемого ими профиля.
- Курсы, направленные на удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности
Задачи курсов данного вида: создать условия для приобретения обучающимися образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.
3. Организация работы элективных курсов
3.1 Базовый минимальный объем предпрофильной подготовки в 9-х классах составляет 34 часа, из них 1 час в неделю /т.е. 34 часов в год/ определяются на краткосрочные /от месяца до полугодия/ курсы. На старшей ступени получения образования количество часов, предусмотренных на элективные курсы, определяется образовательным учреждением в соответствии с особенностями учебного плана 10 – 11 классов. Элективные курсы планируются как долгосрочные (оптимально – не менее 34 часов).
3.2 Набор курсов по выбору, предлагаемых в рамках предпрофильной подготовки, носит вариативный характер, их число является избыточным.
3.3 Процесс обучения в рамках курсов по выбору, элективных курсов ориентирован на создание условий для активной деятельности обучающихся и субъект – субъектное взаимодействие (проектная и исследовательская деятельность, практики, игровые технологии, лаборатории и другие формы). Методики обучения курсам по выбору, элективным курсам направлена на развитие у обучающихся навыков организации умственного труда и самообразования. Основными приоритетами методики преподавания элективных курсов являются:
- междисциплинарная интеграция, содействующая формированию целостного мировоззрения;
- учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся;
- обучение через опыт и сотрудничество;
- личностно-деятельностный подход в обучении;
- интерактивность.
3.4 Содержание курсов по выбору, элективных курсов не дублирует содержание предметов, обязательных для изучения.
3.5 Методическое обеспечение курса по выбору, элективного курса включает в себя:
- рабочую программу курса, разработанную в соответствии с современными требованиями к оформлению и структурному содержанию рабочих программ;
- учебную литературу для учителя и обучающихся;
- творческие и методические наработки учителя.
3.6 Реализация содержания курсов предпрофильного и профильного обучения обеспечивается программами, допущенными или рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации. В случае отсутствия таких программ, преподавание курсов по выбору ведется по авторским программам, с обязательным прохождением внешней экспертизы.
3.7 Использование программ курсов по выбору, элективных курсов предполагает обязательное проведение следующих процедур:
- обсуждение и согласование ;
- внутреннее рецензирование- оценивается: степень новизны для обучающихся; мотивирующий и развивающий потенциал программы; здоровьесберегающие характеристики; полнота содержания; связность и систематичность изложенного материала; соответствие содержания элективного курса общей направленности профиля; методы обучения; система оценивания и зачета результатов освоения программы элективного курса; реалистичность с точки зрения ресурсов; формальная структура программы и др.)
- рассмотрение (согласование) на педагогическом совете МОУ БСОШ №2;
- утверждение директором МОУ БСОШ №2;
- внешнее рецензирование, если программа авторская.
3.8 В качестве учебной литературы по элективным курсам используются учебные пособия, научно – популярная литература, справочные издания.
3.9 Курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения включают в себя пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и иные).
3.10 Администрация МОУ БСОШ №2 предоставляет возможность обучающемуся изменить выбор курсов как минимум два раза за учебный год, а также создает условия, для реализации познавательных потребностей обучающихся, используя ресурсы образовательной сети.
3.11 Преподавание курсов по выбору, элективных курсов ведется по специальному расписанию, составленному с учетом требований СанПиН, в соответствии с нормативами учебного времени.
3.12 Преподаватель курсов по выбору, элективных курсов несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время проведения занятий и экскурсий в соответствии с приказом об охране труда и техники безопасности.
3.13 Учет достижений обучающихся при изучении курсов по выбору, элективных курсов осуществляется на основании критериев, прописанных в рабочей программе курса.
3.14 Изучение курсов по выбору, элективных курсов для каждого обучающегося завершается зачетной работой: презентацией, защитой, демонстрацией (и иными формами) результатов своей работы. По желанию обучающегося его работы пополняют портфель достижений (портфолио).
3.15 Записи в документы государственного образца об изучении курсов по выбору, элективных курсов производится в соответствии с нормативными правовыми документами Министерства образования и науки Российской Федерации.
3.16 Мониторинговые исследования результативности преподавания конкретного курса по выбору, элективного курса осуществляются через:
- анкетирование обучающихся, педагогов, родителей, целью которого является исследование уровня удовлетворенности организацией, содержанием данных курсов;
- учет результатов участия обучающихся в олимпиадах, конференциях, конкурсах и др.