Меню сайта

необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

1.5. В школе профориентационная работа  проводится заместителями директора по УР, классными руководителями, библиотекарем, учителями-предметниками.

 

1.6. Основные  цели профориентационной работы в школе:

  • активизация процесса профессионального самоопределения обучающихся, включающего получение знаний о мире профессионального труда, формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах, применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;
  • повышение уровня психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, побуждение потребности в самосовершенствовании.

 

1.7. Основные задачи профориентационной работы в школе:

 

  • обеспечение профориентационной направленности учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогического коллектива, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений;
  • организация системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы;
  • формирование  у обучающихся общеобразовательного учреждения сознательного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося с учетом потребности региона в кадрах;
  • привлечение обучающихся во внеучебное время к различным видам творчества, повышают его роль в выборе профессии;
  • организация профессионального просвещения и консультирования обучающихся, формирование у них профессиональных намерений на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах;
  • организация дифференцированного обучения обучающихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;
  • обеспечение органического единства психолого-педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора (подбора) молодежи, поступающей в образовательные учреждения профессионального образования;
  • использование возможности психологической службы образовательного учреждения для организации и проведения профориентационной работы.

1.8. Основные методы профессиональной ориентации:

 

  • информирование — индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);
  • психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;
  • различные педагогические методы.

 

2.  Направления профориентационной работы:

 

 2.1.  Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:

2.1. Профессиональная информация.

2.2. Профессиональное воспитание.

2.3. Профессиональная консультация.

 

2.2. Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

2.3. Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

2.4. Профессиональное консультирование – изучение личности обучающегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

 

  1. Принципы профориентационной работы в школе: 

 

    1. Систематичность и преемственность – профориентационная работа не ограничивается работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
    2. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в. зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
    3. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
    4. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
    5.  Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).

  1. Реализация  профориентационной работы в школе:

 

    1.  Профорориентационная работа  реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися, взаимодействие с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования и руководителями предприятий (организаций) и включает в себя следующую структуру деятельности педагогического коллектива:
    2.  Координаторы деятельности – заместители директора ОУ по УВР и ВР, в функции которых входит организация профориентационной работы в школе:

- поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;

- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному  самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

- анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся);

- проведение совещаний педагогических советов и производственных совещаний с обсуждением проблемы профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

- организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

- контроль своевременного повышения компетентности классных руководителей, учителей начальной школы, учителей-предметников, библиотекаря в области самоопределения обучающихся;

- контроль деятельности классных руководителей, учителей-предметников, библиотекаря по проблеме профильного обучения учащихся;

- контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся (кружки, факультативы, элективные курсы, исследовательские проекты);

4.3.  Классный руководитель, опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы, составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся конкретного класса (группы). В плане следует отражать разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников:  

- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся: данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика (портфолио);

- помогает обучающимся моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, анализировать собственные достижений, составлять собственный портфолио;

- организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

- организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

- организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов и учащихся средних профессиональных учебных заведений;

- проводит родительские собрания с обсуждением проблем формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению.

4.4.  Учителя – предметники на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях:

- показывают обучающимся роль труда в жизни человека;

- привлекают учащихся к выполнению трудовых дел;

- организуют тематические ознакомительные экскурсии обучающихся в учреждения и предприятия;

- вовлекают обучающихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);

- знакомят учащихся с миром профессий;

- способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, «круглые столы», конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;

- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

-проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей учащихся;

- адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

 

 

 

 

4.5. Библиотекарь:

- регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в помощь выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по профориентационной работе;

- изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;

- организует выставки книг о профессиях;

- накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

 

5. Организация профориентационной работы в школе

 

    1. Профориентационная работа в школе реализуется в соответствии с утвержденным директором школы планом.

 

    1. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников выделены следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:
      1. 1-4 классы. Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности.
      2. 5-7 классы: развитие у школьников личностного интереса к профессиональной деятельности; формирование образа “Я”; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике, культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к

           человеку.

      1. 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и элективных курсов; групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания

           помощи в выборе профиля обучения;

      1. 10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.