Меню сайта

Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения

«Школа дорожных наук»

 

Цель:

повторить основные правила дорожного движения, основные знаки запрета и разрешения;

продолжить обучению правилам ожидания транспорта на остановке, правилам поведения в общественном транспорте, правилам входа и выхода из него;

развивать сообразительность, смекалку, внимание; воспитывать культуру общения, уважительное отношение к окружающим.

 

Оборудование: макет светофора, плакаты, дорожные знаки, кроссворд для каждой команды, листы бумаги, ручки, фишки.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

1. Организационный момент. ( Деление на команды).

 

2. Сообщение темы занятия.

 

Вводная беседа об основных правилах поведения на проезжей части.

–Что необходимо помнить при пересечении проезжей части?

-Что означают дорожные знаки, для чего они необходимы? ( Предлагается набор различных знаков для обсуждения).

–Каковы основные цвета светофора, их значение?

Подведение итога этой беседы проводят учащиеся. ( Читаются стихотворения о светофоре).

 

Чтоб тебе помочь путь пройти опасный,

Горит день и ночь – зелёный, жёлтый, красный.

 

Наш домик – светофор, мы три родные брата,

Мы светим с давних пор в дороге всем ребятам.

 

Мы три чудесных цвета, ты часто видишь нас,

Но нашего совета не слушаешь подчас.

 

Самый строгий – красный свет, если он горит – стой!

Дороги дальше нет! Путь закрыт для всех!

 

Чтоб спокойно перешёл ты, слушай наш совет: жди!

Увидишь скоро жёлтый в середине свет.

 

А за ним зелёный свет вспыхнет впереди,

Скажет он: препятствий нет, смело в путь иди!

 

Коли выполнишь без спора все сигналы светофора,

Домой и в школу попадёшь, конечно, очень скоро!

 

 

 

 Основные этапы состязания.

 

1) Разминка ( форма проведения разминки может быть разнообразна, в данном случае – это загадки). За каждый правильный ответ игрок получает фишку.

 

Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчась на нём, только лучше правь рулём. ( Велосипед).

 

Где бы нам дорогу к магазину перейти? Вот за этими ларьками, там, где стрелка у ворот, мы на стрелке этой сами прочитали … ( Переход).

 

Что за синий дом! Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины и питается бензином. ( Автобус).

 

Там, где нужно сто лопат, я один трудиться рад. ( Экскаватор).

 

Что за плот?

Что за плот через реку нас везёт? ( Паром).

 

Полотно, а не дорожка.

По ней мчится конь-сороконожка. ( Рельсы).

 

Что за деятель такой с очень умной головой?

Подаёт сигнал судам, путь укажет поездам. ( Семафор).

 

Бежит, гудит, в два глаза глядит, а станет – глазок ярко-красный глянет. ( Автомобиль).

 

Подумайте и быстро дайте мне ответ: в автобусе должны мы купить себе… билет. Это – сильная машина, едет на огромных шинах! Сразу полгоры забрал семитонный…самосвал. Я глазищами моргаю неустанно день и ночь.

 

И машинам помогаю и тебе хочу помочь. ( Светофор).

 

У машины есть, у телеги есть, у велосипеда есть, а у поезда не счесть. ( Колёса).

 

Доска для шахмат на боку, что за машина не пойму? ( Такси).

 

Коли ехать нам куда, быстро путь найдём сюда. ( Остановка).

 

Это – знак запрета, круглый с ободком: две машины рядом мчатся, запрещает он…( Обгон).

 

В доме восемь, дробь один, у заставы Ильича жил высокий гражданин, по прозванью “Каланча”. ( Стёпа).

 

Через речку поперёк великан бетонный лёг. ( Мост).

 

Что же общего имеет птица и велосипед? Это есть и у машины. На вопрос кто даст ответ? ( Крыло).

 

В любое время года и в любую непогоду очень часто, в час любой провезу вас под землёй. ( Метро).

 

Заменили кузов для различных грузов.

 

Стал закрыт со всех сторон, называется…( Фургон).

 

Осторожность не мешает, этот свет предупреждает. ( Жёлтый).

 

По окончании разминки подводятся итоги, каждая фишка приравнивается к одному баллу.

 

2) Решение кроссворда. ( Ставится задача не только правильно ответить и записать, но и быстрее сложить “ключевое” слово, которое раскрывает тему следующего задания). ( Кроссворд см. в приложении 1).

 

Полосатая дорожка, её зеброю зовут, но не та, что в зоопарке, по ней люди все идут. ( Переход).

 

Я песок погрузил, он сам отвёз, сам свалил. Мне в работе помогал этот чудо – … ( Самосвал).

 

Удивительный вагон! Посудите сами: рельсы в воздухе, а он держит их руками. ( Троллейбус).

 

Что за чудо – этот дом! Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины, а питается бензином. ( Автобус).

 

Дом чудесный – бегунок. На своей восьмёрке ног день-деньской в дороге! Бегает аллейкой по стальным двум змейкам. ( Трамвай).

 

В голубом иду я круге, и понятно всей округе, если вдуматься немножко, здесь пешеходная…( Дорожка).

 

В два ряда дома стоят. 10, 20, 100 подряд, и квадратными глазами друг на друга все глядят. ( Улица).

 

Я глазищами моргаю неустанно день и ночь. Я машинам помогаю и тебе хочу помочь. ( Светофор).

 

Подведение итогов. Команда, которая быстрее всех сложила “ключевое” слово, получает максимальную оценку, остальные по убывающей.

 

3) Физкультминутка. ( Красный – стоять неподвижно, жёлтый – хлопать в ладоши, зелёный – шагать на месте).

 

Та команда, которая не допустила ни одной ошибки, получает один балл.

 

4) Командное задание по составлению правил поведения пассажиров в ожидании общественного транспорта и в самом транспорте. ( После самостоятельной работы над правилами, они зачитываются общие).

 

. Обязанности пассажиров

 

1. Ожидать общественный транспорт только на остановках.

2. Входить в задние двери, а выходить из передних дверей транспорта.

3. Прежде чем зайти, выпусти тех, кто выходит из транспорта.

4. При нерегулируемом переходе улицы трамвай обходи спереди, а автобус и троллейбус сзади.

5. В транспорте веди себя достойно:

 

-не шуметь и не толкаться;

-уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам с тяжёлыми сумками;

-держаться во время движения транспорта за поручни;

-не забывать оплатить свой проезд или предъявить проездной документ;

-никогда не стремиться сесть в транспорт на ходу (можно соскользнуть со ступенек и попасть под колёса автобуса);

-не входить в переполненный автобус, троллейбус, трамвай;

-острые и неудобные для других пассажиров предметы хорошо упаковывать и аккуратно ставить, чтобы никому не мешали.

После прочтения подводится итог. Команда, написавшая наибольшее коли-чество правил, получает максимальную оценку, далее по убывающей.

 

5) Решение задач. ( На обсуждение даётся одна минута, во внимание принимается ответ команды, первой давшей ответ и пояснившей его). Задача 1. Где должен остановиться пешеход, если на середине проезжей час-ти его застал красный сигнал светофора?

 

а) вернуться к тротуару, с которого начал движение;

б) закончить переход, дойдя до тротуара или обочины на противоположной стороне дороги;

в) должен оставаться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

 

Задача 2. Где можно переходить дорогу вне населённого пункта, если в пределах видимости нет пешеходного перехода или перекрёстка?

 

а) на повороте дороги;

б) в местах, где дорога хорошо просматривается в обоих направлениях;

в) на крутом подъёме. (Набор подобных задач можно продолжить в зависимости от оставшегося времени.)

 

 Подведение итогов.

 Подсчитываются баллы и выделяется команда, давшая наибольшее количество ответов.

 

Используемая литература

  1. Безопасность на улицах и дорогах (альбом для учащихся). Якупов А.М. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997 – 32 с.
  2. Безопасность на улицах и дорогах (иллюстративный материал). Якупов А.М.– М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997 – 16 с.
  3. Безопасность на дорогах: методические материалы к урокам по Правилам Дорожного Движения в начальной школе/ Под ред. И.Я. Шайдуллина, И.В. Маркеловой, Е.Н. Веприковой. – Казань: РИЦ «Школа», 2007 – 52 с.