×
Меню сайта

Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школе

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Задачи патриотического воспитания школьников

Программа нравственного патриотического воспитания младших школьников направлена на выполнение следующих задач:

  • воспитывать у школьника чувство самоуважения через его добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим;
  • формировать представление об окружении человека, умение вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами;
  • воспитывать любовь к малой родине через интерес к семейной истории и ее традициям, уважение к ее прошлому страны, настоящему, а также воспитать чувство ответственности за ее будущее.

Основой патриотического воспитания учащихся является сохранение памяти о героическом прошлом нашего народа.

Наиболее близкими и понятными ребятам композиторами в на­чальной школе становятся Чайковский, Бетховен и Шопен, Про­кофьев, Дунаевский и Хачатурян. Яркие черты творчества этих композиторов глубоко запечатлеваются в сознании учащихся.

В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами. Народные игры с пением и движением развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию.

Первый раздел программы по музыке называется  «Россия — Родина моя»

имеет особое значение для патриотического воспитания учащихся. Любовь к Родине — многогранное чувство. Это и умение чувствовать красо­ту родной земли, и уважение к ее истории, к тем, кто защищал ее свободу и независимость, и гордость за достижения нашей нацио­нальной культуры.

В 4 классе на уроках изучаются   темы

    «Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов.»

«На великий праздник собралася Русь».

Ребята знакомятся с Кантатой (фрагменты). С. Прокофьева «Александр Невский». Слушают песню «Родные места»  Ю. Антонова, слова М. Пляцковского.

 

Во 2 классе в этом разделе знакомятся с Гимном России А.Александрова С.Михалкова  как одним из основных государственных символов страны, известных всему миру. Государственный Гимн России— музыкальный символ нашего государства, воспитывающий патриотическое сознание, основанного на гуманистических ценностях своего народа. Эта музыка призвана объединить вест народ. В гимне отражены главные идеи – единства, нерушимости, свободы.

 Также учащиеся слушают такие музыкальные произведения

«Рассвет на Москве – реке» М.Мусоргский

«Моя Россия» Г.Струве.

«Здравствуй, Родина моя» Ю.Чичков.

Разучивается звучащая гимном жизни песня Островского «Пусть всегда будет солнце!».   Младших школьников можно познакомить с «Песней о тревожной молодость» А. Пахмутовой, с «Бухенвальдским набатом» Мурадели,  призывающего всех людей мира не допустить новой войны, новых страданий и разрушений; с песней о мире Исаака Дунаевского «Летите, голуби, летите»,  разучивается «Песня утра, весны и мира» Д. Кабалевского, посвященная тем, кто погиб в борьбе с фашизмом.

Следующий раздел программы называется О России петь — что стремиться в храм…

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Очень важно дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.

На уроках звучат произведения таких великих композиторов, как М. И. Глинки, П. И. Чайковского, колокольный перезвон, фрагменты духовной музыки, русские народные песни, стихи о России.

«Вставайте, люди русские» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» — еще один пример музыки «в народном духе». Решительная, призывная маршеобразная музыка, сопровождаемая звучанием набатного колокола,.

Дети слушают народные песнопения о Сергии Радонежском, «Великий колокольный звон» М.Мусоргского, «Праздничный трезвон».

 

Происходит знакомство с музыкальными традициями родного края, придающие самобытность его музыкальной культуре.

В 4 классе ребята вспоминают нравственные подвиги святых земли Русской (княгиню Ольгу, князя Владимира, Илью Муромского и др.), создателей славянской письменности -святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

В музыке звучит их почитание и восхваление:

Величание князю Владимиру и княгине Ольге

в былинном напеве сказителей Рябининых; Симфонии № 2 («Богатырская»).

В Гимне Кириллу и Мефодию  П. Пипкова, слова С. Михайловский;

Происходит знакомство с Праздниками Русской православной церкви (Рождество,Пасха), с церковными и народными традициями праздника.

Следующий раздел программы называется День, полный событий

В 4 классе на уроках изучается   тема

«Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным»

На уроке звучат произведения:

Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридова; Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковского;

У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковского. Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни.

Следующий раздел программы называется Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Изучаются сюжеты, образы, жанры народных песен, музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши.

Дети знакомятся с народными  музыкальными традициями Отечества, с русскими народными праздниками. На уроках разучиваются масленичные песни,  весенние заклички, игры.

В разделе  программы «В музыкальном театре»  дети знакомятся событиями отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева: с оперой  «Иван Сусанин» М. Глинки. Музыкальная тема — характеристика действующих лиц, с  образами  былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова.

Уроки эстетического цикла, и музыка в частности, имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном уровне). Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят: и на уровне сознания (понимания), и на уровне эмоций и чувств.