Меню сайта

Формирование коммуникативных учебных универсальных действий (УУД)   в начальной школе

 

Коммуникативные учебные универсальные действия (УУД) обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами  коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Одним из средств формирования ком­муникативной компетенции учащихся на уроках яв­ляется текст.

 

На уроках литературного чтения формиру­ются такие универсальные умения, как уме­ние читать и работать с текстом,  как виды коммуника­тивно-речевой деятельности. Учащиеся целенаправленно овладевают осознанным, правильным и выразительным чтением, чтением текстов вслух и про себя, умением пересказывать текст по плану, учатся ори­ентироваться в книгах и выбирать их для самостоятельного чтения. В результате обучения младшие школьники повышают свою коммуникативную культуру: учатся владеть диалогом; высказывать собствен­ное мнение, строить монолог в соответ­ствии с речевой задачей; работать с различ­ными видами текстов; самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учеб­ника; обращаться за информацией к слова­рям, журналам и энциклопедиям.

Учебники по литературному чтению (в том числе и для I класса) формируют чита­тельскую компетентность, помогающую младшим школьникам осознать себя гра­мотным читателем, способным к использо­ванию читательской деятельности для сво­его самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чте­нии книг, владеет техникой чтения и прие­мами понимания прочитанного и прослу­шанного произведения, знанием книг, уме­нием их самостоятельно выбрать и оценить. На уроках литературного чтения уже в I классе учащиеся переходят с позиции слу­шателя в категорию читателя, открывающе­го огромный мир литературы.

 

Одним из наи­более доступных для понимания и созда­ния младшими школьниками функционально-смысловых типов речи является текст-повествование.

Это позволяет использо­вать его на уроках русского языка с целью организации грамматико-стилистической работы, которая поможет формиро­вать не только предметные (учебно-языко­вые), но и метапредметные (коммуника­тивные) умения, а также обеспечивает взаимосвязь этих процессов, что положи­тельно влияет на развитие связной речи учащихся.

Cтавится задача отработки коммуникативных умений и навыков. К ним относятся умения выявлять смысловую  основу повествования при составлении плана текста, проводить наблюдения над построением этого текста и выделять его части, совершенствовать умение устанавливать связи между частями текста.

В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий). Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.  Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.

 

Рассматривая динамику коммуникатив­ных УУД в период обучения в начальной школе, многие исследователи дифференци­руют их сформированность в соответствии с годами обучения.

В таблице представлено постепенное ус­ложнение и дифференциация конкретных коммуникативных УУД, характеризующих соответствующую деятельность школьника на каждом году обучения в начальных клас­сах. Известно, что уровень развития комму­никативных навыков во многом обусловли­вает успешность не только становления учебной деятельности, но и эффективность социализации и личностного развития младшего школьника.

Формы проявления коммуникативных

УУД

1 класс

II класс

III класс

IV класс

Речевой этикет

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этике­та и правила устного общения

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этике­та и правила устного общения

Владеть диалоговой формой речи

Получение и понимание информации

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать их, уточнять непонятное)

Читать вслух и про себя раз­личные тексты, понимать прочитанное

Читать вслух и про себя раз­личные тексты, понимать про­читанное, задавать вопросы, уточняя непонятое

Читать вслух и про себя различные тексты, понимать прочитанное

Действия в речевых ситуа­циях

Сотрудничать с одноклассника­ми при выполнении заданий в паре: соблюдать очередность действий, корректно сообщать об ошибках

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом учебных и жизнен­ных речевых ситуаций

Оформлять свои мысли в уст­ной и письменной форме с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций

Оформлять мысли в устной и письменной форме с учетом учебных и жизненных рече­вых ситуаций

Участие

в обсуждении и

обмене

информацией

Участвовать в коллективном обсуждении учебной пробле­мы

Участвовать в диалоге; слу­шать и понимать других, реа­гировать на реплики,зада­вать вопросы, высказывать свою точку зрения. Выслуши­вать партнера, договаривать­ся и приходить к общему ре­шению, работая в паре

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реа­гировать на реплики, высказы­вать свою точку зрения, пони­мать необходимость аргумен­тации своего мнения. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зре­ния с точкой зрения другого

Формулировать собственное мнение и пози­цию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать и ар­гументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично отно­ситься к своему мнению. Учитывать разные мнения, договариваться и приходить к обще­му решению

Работа

и взаимодействие в группе

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в сов­местном решении проблемы

Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности): распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Осуществлять взаимопо­мощь и взаимоконтроль при работе в группе

Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть рабо­ты; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязаннос­тей, учитывая общий план действий и конеч­ную цель; осуществлять самоконтроль, взаи­моконтроль и взаимопомощь. Адекватно ис­пользовать речевые средства для решения коммуникативных задач ,

 

Система внутренней оценки метапред­метных результатов на уровне сформиро­ванности коммуникативных УУД может включать в себя решение задач творческо­го и поискового характера, требующих применения коммуникативных навыков и умений. Речь идет о выполнении исследо­вательских и творческих заданий, участии в интеллектуальном марафоне, информа­ционном поиске, проектной деятельности, комплексных работах на межпредметной основе.

 

Системная оценка метапредметных ре­зультатов реализуется в рамках нако­пительной системы (портфолио), позволя­ющей оценить динамику индивидуальных образовательных достижений ученика. Формирование портфолио основано на ак­тивном вовлечении в оценочную деятель­ность учащихся и родителей, что в значи­тельной степени развивает именно комму­никативные УУД, в частности, самоанализ, самоконтроль, самооценку, самосознание, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, принимать самостоятель­ные решения и нести ответственность за их результаты. Отбирая в свое портфолио творческие и проектные работы, заполняя специальные «листы наблюдений», учени­ки вместе с родителями проводят рефлек­сию сделанного, а учитель может видеть, как изменяются интересы школьников, их учебная мотивация, степень инициативнос­ти, самостоятельности и другие метапредметные действия. Портфолио можно на­звать основной формой представления коммуникативных УУД как метапредмет­ных образовательных результатов. Однако важное место в их выявлении и оценивании имеют данные конкретных психолого-педа­гогических исследований, иллюстрирую­щих динамику развития отдельных УУД; оценка активности участия школьников в организации и проведении внеклассных ме­роприятий, круглых столов, диспутов и т.п.

Для диагностики коммуникативных УУД, связанных с пла­нированием учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, постановкой вопросов, разрешением конфликтов, управ­лением поведением партнера, умением вы­ражать свои мысли в соответствии с задача­ми и условиями коммуникации, можно ис­пользовать как общие методы педагогиче­ского наблюдения за поведением учащихся в учебной и внеучебной деятельности, так и конкретные диагностические методики, например: «Левая и правая сторона» (Ж. Пиаже), «Кто прав?» (Г.А. Цукерман и др.), «Рукавички» (Г.А. Цукерман), «Доро­га к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»). Их применение позволяет выявить и оценить, насколько правильно и уверенно учащиеся используют средства языка и ре­чи для получения и передачи информации, готовы ли они активно участвовать в про­дуктивном диалоге, насколько способны выразить себя в монологических высказы­ваниях разного типа.

 

       В сфере коммуникативных УУД выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать  и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.