Меню сайта

                                                                                  План внеурочной деятельности

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение  задач их воспитания и социализации.

Актуальность  организации внеурочной деятельности обусловливается:

- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;

- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

Задача внеурочной деятельности: реализация индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.

 Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка.

 Принципы реализации внеурочной деятельности:

- учёт возрастных особенностей;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

- связь теории с практикой;

- доступность и наглядность;

- формирование активной жизненной позиции.

Согласно ФГОС НОО в Базисном учебном плане отводится время на организацию  занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой  частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на  внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от  урочной системы обучения.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет 10 часов в неделю в 1 классе. Данные  занятия проводятся по выбору обучающихся и их семей.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не включается в расчёт допустимой (максимальной) обязательной нагрузки учащихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся  возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня,  организуется по направлениям развития личности:   

  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное;
  • спортивно-оздоровительное.

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочной деятельности,  основанием для построения соответствующих образовательных программ.

План внеурочной деятельности по основным направлениям  содержит следующие формы работы: 

  •     Духовно-нравственное направление

Ведущие формы деятельности:

Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания. 

Проведение совместных праздников школы и общественности. 

Экскурсии, целевые прогулки. 

Детская благотворительность.

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). 

Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.

  • Социальное  направление

Ведущие формы деятельности:

Работа по озеленению школы;

Организация дежурства в классах;

Профориентационные игры, встречи с представителями разных профессий;

Трудовые десанты, субботники;

Сюжетно-ролевые игры. 

  • Общеинтеллектуальное направление

Ведущие формы деятельности:

Викторины, познавательные игры и беседы;

Детские исследовательские проекты;

Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады);

Предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы.

 Общекультурное направление

Ведущие формы деятельности:

Культпоходы в библиотеку, на  выставки;

Концерты, инсценировки, праздники на уровне  школы;

Художественные выставки,

Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей. 

Выставки поделок и детского творчества;

Праздничное оформление школы и классных комнат. 

  • Спортивно – оздоровительное направление

Ведущие формы деятельности:

 Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные     мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья. 

Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен.

 Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьми. 

Тематические беседы, беседы – встречи с работниками ГИБДД.

Интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты, уроки здоровья. 

 

Организация внеурочной деятельности

 

Компонент

организации

внеурочной

деятельности

Содержание компонента

Цели

Способствовать личностному становлению обучающихся.

Способствовать развитию творческих способностей обучающихся,  предоставить возможность реализации им в различных видах  деятельности.

Способствовать формированию коллективно – распределённой  деятельности в детских коллективах.

Проводить организационную и психолого-педагогическую подготовку обучюащихся.

Мотивация

Переход системы образования на системно – деятельностную  парадигму.

Содержание

Направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное,  общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное,  как содержательный ориентир при построении  соответствующих образовательных программ.

Технологии

Проектная деятельность;

дифференциация по интересам;

информационные и коммуникационные технологии;

игровые технологии;

обучение на основе «учебных ситуаций»;

социально – воспитательные технологии;

технология саморазвития личности учащихся.

Средства

Образовательная среда: учебное и игровое пространства

Назначение:

- для подвижных занятий и для спокойной работы;

- для общения и для самостоятельного развития;

- для «пробы сил» и для демонстрации достижений;

- для поиска информации.

Результаты

Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к  обновлению компетенций»:

 - формирование опорной системы знаний, предметных и  универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

 - воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с  целью решения жизненных задач;

 - индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

–овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

–формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

–формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Для реализации  внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в первых классах проводятся в первую смену, организуется  питание.

    Для организации внеурочной деятельности школа использует спортивный зал ОУ со спортивным инвентарем для младших школьников.   

Таким образом, для организации внеурочной деятельности обучающихся  начальной школы: 

  •    учебное заведение имеет собственные ресурсы;    
  •   используется помощь  учреждений, общественности,  родителей, заинтересованных в повышении качества образования подрастающего поколения.

   При этом существенная роль принадлежит педагогическому коллективу, проектирующему внеурочную деятельность в школе; учителю, который стремится объединить усилия школы, для того чтоб расширить границы непосредственного опыта детей, а также на практике осуществить интерактивные содержательные связи между образовательными, личностными, социокультурными и профессиональными  установками личности школьника

Занятия по направлениям внеурочной    деятельности  обучающихся,  позволяют в полной  мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Результаты внеурочной деятельности

            Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

            Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

            Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования  строго ориентированы на воспитательные результаты.

Уровни результатов внеурочной деятельности

 

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс)

Школьник ценит общественную жизнь  (2-3 классы)

Школьник самостоятельно действует в  общественной  жизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах  поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

      Достижение всех трех уровней  результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.