Меню сайта

 Программа формирования экологической  культуры,  культуры здорового и безопасного образа жизни

 

Пояснительная записка

            Программа формирования экологической культуры,  культуры здорового и безопасного  образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования основ экологической культуры,  знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

·         Закон Российской Федерации «Об образовании»;

·         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; 2.4.2. 2821-10 « Санитарно-эпидемические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

·         Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

·         О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

·         Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

·         Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Программа формирования основ экологической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

·     неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

·        факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

·       активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

·         особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Цель программы:  охрана жизни, сохранение и укрепление здоровья, формирование навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды; воспитание экологически целесообразного поведения.

Задачи:

  • привести  условия обучения в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами;
  • обеспечить  благоприятный  психологический  и эмоциональный  микроклимат  в коллективе;
  • оказывать  психологическую  помощь  ребенку, способствующую сохранению его физического и психического здоровья;
  • формировать здоровые взаимоотношения ребенка с окружающим миром;
  • формировать представлений у детей  о природе как среде жизнедеятельности человека,  об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни,  о позитивных факторах, влияющих на здоровье  (научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;   сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;   сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;   дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;  обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки);
  • формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем;
  • развивать экологическое мышление;
  • повышать психологическую  и педагогическую  грамотность родителей;    изменить отношение родителей к проблемам сохранения здоровья детей;
  • организовать  мониторинг.

Планируемые результаты

  • Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
  • полноценная  и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях);
  • рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
  • сформированность основ экологической культуры;
  • сформированность у школьников ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • получение первоначального личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
  • углубление психолого-педагогической компетентности родителей; приобретение родителями знаний по формированию у детей ЗОЖ и стереотипов безопасного поведения;
  • эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
  • снижение показателя заболеваемости обучающихся;
  • уменьшение проявления детьми опасных форм поведения; развитие у детей навыков критического мышления и стереотипов позитивного поведения.

Направления реализации программы

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся.  Школьное помещение соответствует санитарным и гигиеническим нормам,  нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки .

 В школе  имеется спортивная площадка, оборудованная  необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

Классы и школа эстетически оформлены.

 Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: учитель  физической культуры, учителя начальных классов.

 2. Реализация программы в урочной  деятельности

Программа формирования экологической культуры, культуры  здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью предметов учебно-методического комплекта  «Школа России». 

УМК формируют установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни, закладывают основы экологической культуры. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми  проблем, связанных с проблемами экологии и путями их решения,  безопасностью жизни,  укреплением собственного физического, нравственного и  духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» — это разделы:  «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» и др. и темы: «Красная книга»,  «Почва нуждается в охране»,  «Заповедники», «Что вокруг нас может быть опасным?»,  «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»,  «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?» и др.

 При выполнении  упражнений на уроках русского языка обучающиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика,  соблюдения правил дорожного движения, активного отдыха летом и зимой, на уроках литературного чтения читают произведения о родной природе, говорят о сохранении красоты природы.

На уроках математики решают арифметические задачи экологического содержания.

В курсе «Технология» при знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним.

В курсе «Английский язык»  в учебниках содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к природе, к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях. Обучающиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях), к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

 В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся, учитывают индивидуальные особенности развития.

Организация физкультурно-оздоровительной работы

 Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

  • полноценная  работа  с обучающимися всех  групп здоровья;
  • рациональная  организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
  • организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
  •  регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований и т.п.);

Организация воспитательной работы

         Воспитательная работа с обучающимися,  направленная на формирование экологической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни, включает в себя: систему тематических классных часов, беседы, игровые тренинги, занятия в кружках, факультативные занятия,  проведение досуговых мероприятий (конкурсы, викторины, праздники, экскурсии, походы и т.д.), проведение  дней здоровья.

 

Организация просветительской работы с родителями

(законными представителями)

         Программа работы с родителями: лекции, беседы, консультации специалистов по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей, профилактики вредных привычек; организация совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.

Оценка эффективности реализации программы

         Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости обучающихся и т.п.

Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области экологической культуры, здоровьесбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной природы, охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

 

Организация работы    (виды деятельности и формы занятий)

Работа с родителями

 

  1. Совместные мероприятия
  • Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»
  • Соревнования «Весёлые старты»
  1. Выпуск памяток для родителей
  • Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью.
  • Организация безопасного взаимодействия ребёнка с компьютером.
  • Упражнения для тренировки зрения.
  • Упражнения для глаз при работе с компьютером.
  • Схема режима дня младших школьников.
  1. Выставки научно- методической литературы..

Работа с обучающимися

  1. Тематические классные часы

1 класс

  • Путешествие в страну здоровья.
  • Солнце, воздух и вода.
  • Берегите зубы.
  • Забота о глазах.

2 класс

  • Твой режим дня.
  • Откуда берутся грязнули.
  • Культура поведения за столом.
  • Культура одежды.

3 класс

  • Встречи со Стобедом («Как Стобед улитку проглотил», «Как Стобед сам себя наказал», «Как Стобед решил убить микробов, а заболел сам», «Стобед и золотая рыбка»)
  • Как правильно делать уроки.
  • Ты и  твои эмоции.
  • Закаливание организма.

4 класс

  • Профилактика простудных заболеваний.
  • Береги здоровье смолоду.
  • Вредные привычки.
  • Позитивные и негативные эмоции.
  • Умеешь ли ты правильно отдыхать.
  1. Беседы
  • Безопасность в быту.
  • Правила пожарной безопасности.
  • Как не попасть в беду.
  • Безопасность на дороге.
  • Безопасность на водоёме.
  • 01, 02, 03.
  • Как помочь природе убрать наш мусор.
  • Выезд на пикник – праздник для человека и беда для природы?
  1. Внеурочная деятельность (кружки «Я- гражданин России», «Юные инспекторы дорожного движения»,  «Зелёная планета» и т.д.).
  2. Участие в конкурсах: конкурсы рисунков («Я за здоровый образ жизни», «Безопасность на воде»,  «Безопасное движение», «Нет -  вредным привычкам!», «Правильное питание»,  «Береги природу», «Наш край», «Наш мир» и др.), районные и областные  конкурсы «Мир – территория здоровья», «У природы есть друзья» и др.
  3. Организация занятий в спортивных кружках.
  4. Организация физической активности (3 урока физической культуры в неделю, , физкультминутки на уроках, организация ролевых и подвижных дидактических игр на уроках, динамические паузы, игровые перемены, подвижные игры на воздухе, экскурсии)
  5.  Интересные встречи (с тренерами, спортсменами, работниками ГИБДД, медицинскими работниками, работниками сельского хозяйства).
  6. Спортивные соревнования.
  7. Дни здоровья.
  8. Тематические недели (неделя экологии, неделя здоровья).
  9. Библиотечные тематические уроки («Природа Ярославской области», «Красная книга Ярославской области», «Заповедники Ярославской области», «Птицы родного края», «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт»  и др.)
  10. Акции («Школьный двор», «Чистый класс»,  «Школьный цветник», «Покормите птиц зимой» и др.)
  11.  Досуговые мероприятия (викторины, КВНы, конкурсные программы, праздники,  экскурсии,  походы и др.)
  12. Выпуск памяток
  • Упражнения для глаз.
  • Правила безопасного обращения с электроприборами.
  • Правила личной безопасности в доме.
  • Правила личной безопасности  на улице.
  • Как не стать жертвой преступника.
  • Как вести себя в лесу. (и др.)

 

Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся.

  1. Достижение планируемых результатов программы.
  2. Взаимодействие всех участников образовательного процесса по проблемам формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры.
  3. Использование сформированных компетенций в повседневной жизни.
  4. Рост удовлетвореннности качеством образовательного процесса.

Мониторинг достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Инструментарий мониторинга: анкеты; тестирование; опросы; наблюдения; диагностические методики;  комплексная оценка состояния здоровья; оценка функционального состояния и уровня физической подготовленности (проводит учитель физической культуры); анализ данных медицинских осмотров; анализ  данных по  сезонной заболеваемости, по распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений, по группам здоровья, по школьному травматизму; проверка гигиенического состояния школы перед началом учебного года; контроль учебной нагрузки при организации образовательного процесса; контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований.

  1. Анкеты: «Хорошо ли ребёнку в школе», «Самочувствие школьника и физминутки», «Режим дня», «Изучение удовлетворённости родителей дозировкой домашних заданий», «Изучение мнения родителей о влиянии школьного режима дня на здоровье школьника», «Изучение удовлетворённости родителей учебной нагрузкой ребёнка», «Я и природа» и др.
  2. Тесты: «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым», «В хорошей ли вы форме?», «Знаете ли вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?».
  3. Опросы: отношение к своему здоровью,  отношение к здоровому образу жизни, ценностные установки, отношение к природе        и др.