Меню сайта

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального

общего образования

 

  В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального образования, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

  Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

 

Основные  направления и цели  оценочной деятельности планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

 

оценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем образования с целью получения, обработки и предоставления информации о состоянии и тенденциях развития системы образования

 

оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования с целью получения, обработки и  предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений и работников образования

оценка образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников  начального общего образования

 

 

Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой учебной программы в соответствии с Планируемыми результатами освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

     Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оцен­ку достижения обучающимися всех трёх групп результатов об­разования: личностных, метапредметных  и предметных.

 

Оценка личностных результатов

Оценка метапредметных результатов

Оценка предметных результатов

оценка достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, междисциплинар­ной программы формирования универсальных учебных действий

оценка  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в раз­делах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» меж­дисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий

оценка достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным учебным предметам, представленных в обязательной части базисного учебного плана

Объект оценки личностных результатов

Объект оценки метапредметных результа­тов

Объект оценки предметных результатов

  • самоопределение — сформированность внутренней по­зиции обучающегося — принятие и освоение новой социаль­ной роли обучающегося; становление основ российской граж­данской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической при­надлежности; развитие самоуважения и способности адекват­но оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и сла­бые стороны своей личности;
  • смыслоообразование — поиск и установление личност­ного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающими­ся на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодо­лению этого разрыва;
  • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к мо­ральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

 

  • способность обучающегося принимать и сохранять учеб­ную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практи­ческую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации и искать средства её осу­ществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных инфор­мационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидо­вым признакам, установлению аналогий, отнесению к изве­стным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответствен­ность за результаты своих действий.

 

- способность

обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов;

-способность воспроизводить системы опорных знаний в стандартных учебных ситуациях

- способность использовать опорные знания при решении учебно-практических задач. 

Содержание оценки личностных результатов

- сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец по­ведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

  • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осо­знания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • сформированности самооценки, включая осознание сво­их возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мо­тивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к со­вершенствованию своих способностей;
  • знания моральных норм и сформированности морально- этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных то­чек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зре­ния соблюдения/нарушения моральной нормы.

 

Содержание оценки метапредметных резуль­татов

- функционально ориентировочны­е действия, составляющие  психо­логическую основу и решающее условие успешности решения предметных задач

- сформированность универсальных учебных действий, пред­ставляющих содержание и объект оценки метапредметных ре­зультатов

- результат выполнения специально скон­струированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универ­сальных учебных действий – инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учеб­ных и учебно-практических задач средствами учебных пред­метов. В за­висимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку (родному языку), чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учё­том характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятив­ных действий обучающихся

-  сформированность коммуника­тивных учебных действий,  выполнения комплексных заданий на межпредметной основе

- предметом измерения становится уровень присво­ения обучающимся универсального учебного действия, обна­руживающий себя в том, что действие занимает в структуре учебной деятельности обучающегося место операции, высту­пая средством, а не целью активности  ребёнка.

 

Содержание оценки предметных резуль­татов – система основополагающих эле­ментов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов (система предметных знаний)

- система формируемых действий (система предметных действий), которые преломля­ются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.

 

 

Лич­ностные результаты выпускников на ступени начально­го общего образования в полном соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Формирование и достижение указанных выше личностных результатов — задача и ответственность системы образования и образовательного учреждения. Поэтому оценка этих резуль­татов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследо­ваний, результаты которых являются основанием для приня­тия управленческих решений при проектировании и реализа­ции региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ. К их осуществле­нию должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необ­ходимой компетентностью в сфере психологической диагнос­тики развития личности в детском и подростковом возрасте. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс лич­ностного развития обучающегося, а эффективность воспитателъно-образователъной деятельности образовательно­го учреждения, муниципальной, региональной или федераль­ной системы образования. Это принципиальный момент, от­личающий оценку личностных результатов от оценки пред­метных и метапредметных результатов. В рамках системы внутренней оценки возможна ограни­ченная оценка сформированное отдельных личностных ре­зультатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психоло­гической безопасности и эмоциональному статусу учаще­гося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимиза­ции личностного развитая обучающихся и включает три ос­новных компонента: характеристику достижений и положительных качеств обучающегося, определение приоритетных задач и направлений лично­стного развития с учётом как достижений, так и психологи­ческих проблем развитая ребёнка, систему психолого-педагогических рекомендаций, при­званных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систе­матического наблюдения за ходом психического развития ре­бёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития — в форме возрастно- психологического консультирования. Такая оценка осущест­вляется по запросу родителей (законных представителей) обу­чающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (за­конных представителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возра­стной психологии.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Напри­мер, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообраз­но выносить оценку (прямую или опосредованную) сформи­рованность большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регуля­тивных действий.

В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфеле до­стижений в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога, может быть оценено до­стижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стан­дартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе внутренней оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодей­ствие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координиро­вать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

Оценку уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, уровень овладения которыми имеет опре­деляющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, обеспечиваемые системой начального образования уровень «включённости» детей в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельнос­ти, уровень сотрудничества и ряд других), наиболее целесооб­разно проводить в форме неперсонифицированных процедур.

Система предметных знаний – важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов. К опорным знаниям относятся прежде всего основополагающие элементы научного знания (как общенаучные, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры), лежащие в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы.  На ступени начального общего образования к опорной системе знаний отнесен прежде всего понятийный аппарат (или «язык»)  учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и обучающемуся эффективно продвигаться  в изучении предмета.

На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике.

Действия с предметным содержанием (или предметные действия) – вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, прежде всего познавательные: использование знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск, преображение, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д.   Однако на разных предметах эти действия выполняются с разными объектами, например, с числами и математическими выражениями; со звуками и буквами, словами, словосочетаниями и предложениями; с высказываниями и текстами; с объектами неживой и живой природы; с музыкальными и художественными произведениями и т.п. Поэтому при всей общности подходов и алгоритмов выполнения действий сам состав формируемых и отрабатываемых действий носит специфическую «предметную» окраску.

Совокупность же всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех учебных действий при условии, что образовательный процесс ориентирован на  достижение планируемых  результатов.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе и на основе метапредметных действий.

Способность к решению иного рода задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований.

На начальной ступени общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:

- речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией

-коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

 

 

Уровни оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

 

Уровни оценки и сопоставление уровней

Уровни сформированности

Высший

(Оптимальный)

(Перспективный)

          Знает и может получить возможность научиться личностные, регулятивным, познавательным и  коммуникативным универсальным учебным действиям  в новой творческой ситуации.

Средний

(Основной)

(Нормативный)

Знает и может получить возможность научиться личностным, регулятивным, познавательным и  коммуникативным универсальным учебным действиям  в знакомой  ситуации.

Начальный

(Учебный)

(Потенциальный)

Знает и может получить возможность научиться личностным, регулятивным, познавательным и  коммуникативным универсальным учебным действиям

 

 

  В процессе оценивания используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга

- стандартизированные письменные и устные работы

- проекты

- практические работы

- творческие работы

-самоанализ и самооценка

- наблюдения

- портфель достижения.

 

Организация накопительной системы оценки.

Портфель достижений.

 

   Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является  портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Портфель достижений – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы:

1. Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам:

- по русскому языку,  литературному чтению, иностранному языку  – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;

- по математике  –  математические диктанты,  оформленные результаты мини-исследований,  записи решения учебно-познавательных задач,  математические модели, аудиозаписи устных ответов,  рассуждений,  доказательств, выступлений,  сообщений на математические темы и т.д.;

- по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.д.;

- по предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний – описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т.д.;

- по технологии – фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний – описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии;

- по физкультуре – видеоизображения примеров  исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и самоконтроля.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов, иные учителя – предметники, школьный психолог, заместитель директора по воспитательной работе и другие непосредственные участники образовательного процесса.

3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеурочной и досуговой деятельности.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведется с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

 

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:

  1. сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;
  2. сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  3. индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Технология формирования портфеля достижений и оценки вклада отдельных его составляющих в итоговую накопительную оценку в соответствии с вышеуказанными тремя направлениями будет разрабатываться в ходе введения планируемых результатов начального образования и системы оценки их достижений.

 

 

Итоговая оценка выпускника и ее использование при переходе от начального к основному общему образованию

 

   Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

 

   При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

 

   На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов:

  1. Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и  учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачет» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

  1. Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты  выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

  1. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

 

   Решение об успешном освоении обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основании сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.