Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе предполагаемой модифицированной программы для ведения курса биологии в 6 классе по авторской программе И.Н. Пономарёвой, с учётом примерной программы по биологии для основной школы 2008г. Рабочая программа создана на основе Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта (2004г).
В рабочую программу включён вариант программы краеведческого модуля в курсе «Биология». Модуль «Краеведение» / биологическое и ландшафтное разнообразие природы Ярославской области.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направленного на достижение целей:
- Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, грибов, бактерий и лишайников в системе биологических знаний научной системы мира.
- Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биоценозе как особых уровнях организации жизни.
- Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и как её устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.
Задачи и программы:
- Ознакомление с учащихся с биологическим разнообразием растений, грибов, бактерий, лишайников как исключительной ценности органического мира.
2.Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного и растительного организма, об особенностях строения веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.
3. Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приёмов их выращивания, мер по охране.
4. Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций, и удовлетворение интереса к изучению природы.
Цели программы «Краеведение».
- Изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников в типичных природных сообществах Ярославской области.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием природы родного края, самостоятельность приобретения новых знаний.
- Воспитание любви к родному краю, стране и формирование и основ экологической культуры.
Задачи курса.
- Ознакомление учащегося с актуальностью проблемы сохранения биоразнообразия в мире, России, в Ярославской области, ролью учёных – естествоиспытателей в исследовании и сохранении биоразнообразия региона.
- Освоение учащимися знаний об основных жизненных формах и экологических группах растений области, о необходимых мерах их охраны, мирах рационального использования хозяйственноценных видов в регионе.
- Овладение учащимися умениями работать с определёнными карточками, определителями растений, применять знания о видах растений, грибов, лишайников, в природных сообществах Ярославского области для их защиты.
- Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций, и развитие интереса и изучению природы родного края.
Учебно методический комплект.
- Программа соответствует учебник Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Москва. Издательский центр «Вентана – Граф». 2012г.
- И.Н. Пономарёва. Биология 6кл. методическое пособие. 2012г
- Тесты по биологии 6-11 класс.2009г
- Новый образцовый стандарт «Рабочие программы по программе Пономарёвой, тематическое планирование, требование к уровню подготовки учащихся, образцы контрольно – измерительных материалов ООО «Глобус» 2008г.
Примерные программы по биологии Дрофа Москва 2007г. Федеральный базисный учебный план.
Изменения в программе:
В мной составленной рабочей программе внесены изменения по сравнению с примерной программой И.Н. Пономарёвой.
Тема: Введение. Общие знакомства с растениями вместо 2ч. У И.Н. Пономарёвой добавлено 2ч. (введение из краеведческого модуля) всего 4ч.
Тема: Царство бактерии вместо 1ч. По прогр. В моей 2ч.
Тема: Природоведение сообщества вместо 2ч. По программе убавлено до 1ч в моей.
Учитывая примерные программы по биологии Дрофа. Москва 2007г. Федеральной базисный учебный план. В мою рабочую программу добавлены и расширены экскурсии «Сезонные явления в природе»- это Экскурсия №1, «Осенние явления в жизни растений, Экскурсия №2 «Зимние явления в жизни растений».
Экскурсия №5 «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах».
Требования к уровню подготовки учащихся.
Уровень воспроизведения и описания информации (А)
Учащиеся должны:
- определять клетки, ткани, органы, системы органов растений.
- Сравнивать организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов, классы растений.
- Формировать выводы о клеточном строении организмов царств бактерий, грибов, растений.
Творческий уровень (В)
- Применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приёмов их выращивания, о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, для обоснования приёмов хранения продуктов питания профилактики отравлений и заболеваний.
- Прогнозировать последствия небрежного отношения к организмам, видам, природным сообществам, последствиям неадекватного поведения в природе.
Требования к уровню подготовки учащихся модуль «Краеведение»
Уровень воспроизведения и описания информации:
Учащиеся должны:
- Описывать морфолого-анатомические особенности растений Ярославской области
- Называть основные экологические группы растений, грибов, лишайников области.
- Узнавать (в природе, коллекциях, гербариях, рисунках, таблицах) наиболее распространенные виды растений, грибов, лишайников своего региона: съедобные и ядовитые грибы, культурные, овощные, плодовые, декоративные, лекарственные растения области.
- Наблюдение влияния факторов среды на живые организмы.
- Проводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников различных экологических групп.
Интеллектуальный уровень
- Объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Ярославской области.
- Объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры области.
- Определять по гербариям древесные и кустарниковые формы растений, травянистые растения.
- Сравнивать растения различных систематических и экологических групп по одному или нескольким предложенным критериям, экологические группы лишайников.
- Оформлять результаты экскурсий и практических работ с помощью графиков, таблиц, диаграмм.
- Формулировать выводы на основе собранного материала
- Давать характеристику растениям различных систематических групп.
Творческий уровень
- Прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Ярославской области.
- Применять знания для обоснования мер по охране видов и природных сообществ.
- Использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране природных объектов Ярославской области.