Меню сайта

                                                   Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе предполагаемой модифицированной программы для ведения курса биологии в 6 классе по авторской программе И.Н. Пономарёвой, с учётом примерной программы по биологии для основной школы 2008г. Рабочая программа создана на основе Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта (2004г).

В рабочую программу включён вариант программы краеведческого модуля в курсе «Биология». Модуль «Краеведение» / биологическое и ландшафтное разнообразие природы Ярославской области.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направленного на достижение целей:

  1. Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, грибов, бактерий и лишайников в системе биологических знаний научной системы мира.
  2. Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биоценозе как особых уровнях организации жизни.
  3. Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и как её устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.

Задачи и программы:

  1. Ознакомление с учащихся с биологическим разнообразием растений, грибов, бактерий, лишайников как исключительной ценности органического мира.

2.Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного и растительного организма, об особенностях строения веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.

3. Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приёмов их выращивания, мер по охране.

4. Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций, и удовлетворение интереса к изучению природы.

Цели программы «Краеведение».

  • Изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников в типичных природных сообществах Ярославской области.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием природы родного края, самостоятельность приобретения новых знаний.
  • Воспитание любви к родному краю, стране и формирование и основ экологической культуры.

Задачи курса.

  • Ознакомление учащегося с актуальностью проблемы сохранения биоразнообразия в мире, России, в Ярославской области, ролью учёных – естествоиспытателей в исследовании и сохранении биоразнообразия региона.
  • Освоение учащимися знаний об основных жизненных формах и экологических группах растений области, о необходимых мерах их охраны, мирах рационального использования хозяйственноценных видов в регионе.
  • Овладение учащимися умениями работать с определёнными карточками, определителями растений, применять знания о видах растений, грибов, лишайников, в природных сообществах Ярославского области для их защиты.
  • Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций, и развитие интереса и изучению природы родного края.

Учебно методический комплект.

  1. Программа соответствует учебник Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Москва. Издательский центр «Вентана – Граф». 2012г.
  2. И.Н. Пономарёва. Биология 6кл. методическое пособие. 2012г
  3. Тесты по биологии 6-11 класс.2009г
  4. Новый образцовый стандарт «Рабочие программы по программе Пономарёвой, тематическое планирование, требование к уровню подготовки учащихся, образцы контрольно – измерительных материалов ООО «Глобус» 2008г.

Примерные программы по биологии Дрофа Москва 2007г. Федеральный базисный учебный план.

Изменения в программе:

В мной составленной рабочей программе внесены изменения по сравнению с примерной программой И.Н. Пономарёвой.

Тема: Введение. Общие знакомства с растениями вместо 2ч. У И.Н. Пономарёвой добавлено 2ч. (введение из краеведческого модуля) всего 4ч.

Тема: Царство бактерии вместо 1ч. По прогр. В моей 2ч.

Тема: Природоведение сообщества вместо 2ч. По программе убавлено до 1ч в моей.

Учитывая примерные программы по биологии Дрофа. Москва 2007г. Федеральной базисный учебный план. В мою рабочую программу добавлены и расширены экскурсии «Сезонные явления в природе»- это Экскурсия №1, «Осенние явления в жизни растений, Экскурсия №2 «Зимние явления в жизни растений».

Экскурсия №5 «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах».

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

Уровень воспроизведения и описания информации (А)

Учащиеся должны:

  • определять клетки, ткани, органы, системы органов растений.
  • Сравнивать организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов, классы растений.
  • Формировать выводы о клеточном строении организмов царств бактерий, грибов, растений.

Творческий уровень (В)

  • Применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приёмов их выращивания, о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, для обоснования приёмов хранения продуктов питания профилактики отравлений и заболеваний.
  • Прогнозировать последствия небрежного отношения к организмам, видам, природным сообществам, последствиям неадекватного поведения в природе.

Требования к уровню подготовки учащихся модуль «Краеведение»

Уровень воспроизведения и описания информации:

Учащиеся должны:

  • Описывать морфолого-анатомические особенности растений Ярославской области
  • Называть основные экологические группы растений, грибов, лишайников области.
  • Узнавать (в природе, коллекциях, гербариях, рисунках, таблицах) наиболее распространенные виды растений, грибов, лишайников своего региона: съедобные и ядовитые грибы, культурные, овощные, плодовые, декоративные, лекарственные растения области.
  • Наблюдение влияния факторов среды на живые организмы.
  • Проводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников различных экологических групп.

Интеллектуальный уровень

  • Объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Ярославской области.
  • Объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры области.
  • Определять по гербариям древесные и кустарниковые формы растений, травянистые растения.
  • Сравнивать растения различных систематических и экологических групп по одному или нескольким предложенным критериям, экологические группы лишайников.
  • Оформлять результаты экскурсий и практических работ с помощью графиков, таблиц, диаграмм.
  • Формулировать выводы на основе собранного материала
  • Давать характеристику растениям различных систематических групп.

Творческий уровень

  • Прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Ярославской области.
  • Применять знания для обоснования мер по охране видов и природных сообществ.
  • Использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране природных объектов Ярославской области.